Совсем недавно в издательстве «Дрофа» вышло новое пособие – «Информационные и коммуникативные технологии в образовании», авторы И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецов, А.Ю.Кравцова.
По мнению специалистов, оно окажет хорошую помощь учителям школ, работникам управления образования, преподавателям профессиональных учебных заведений – всем, чья деятельность связана с использованием в образовании современных технологий и средств информации в образовательной среде. Издание подготовлено на основе примерных программ по следующим дисциплинам: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» для всех специальностей педагогического образования, а также для специализаций «Организация информатизации для дошкольного образования», «Организация информатизации специального образования».
В пособии рассматриваются основные направления развития информатизации в образовании, дидактические возможности современных технологий, зарубежный опыт информационной подготовки учителей и использования образовательных порталов, структура информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса, технологии телекоммуникаций и «Виртуальная реальность», автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и управления учебным заведением, оборудование и использование оснащенных ЭВМ кабинетов и т.д. Одна из глав книги посвящена
методическим рекомендациям по организации семинаров, проведению лабораторных занятий и практикумов. В заключение предлагаются словарь терминов и список использованной литературы, которая может тоже понадобиться учителю.
В издании использованы результаты, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование современных технологий в образовании в ведущих педагогических вузах России. Одним словом, эта книга для тех, кто уже работает и кому предстоит работать в школе ХХI века, школе, которая очень сильно отличается не только от тех учебных заведений, где когда-то учились авторы этой книги, но и от школ конца ХХ века. И основная ее особенность – это наличие современных компьютеров и различных устройств на их базе, широкого спектра электронных средств образовательного назначения, телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают не только внутришкольное управление, но и доступ к глобальным ресурсам Интернета.
Но какими бы ни были современные школы, ни одна из них не обходится без учебников. Причем школа ХХI века требует от учебных пособий новых качеств – интерактивности, инновационности, доступности и, конечно же, увлекательности и живости изложения. Своим мнением по поводу учебника, подготовленного на основе современных информационных технологий, мы попросили поделиться главного редактора издательства «Дрофа» Владимира Ивановича СИРОТИНА.
Процесс информатизации в образовании развивается все более высокими темпами. Этому способствует реализация таких проектов НФПК, как «Информатизация системы образования», начатый в 2005 году, и приоритетный проект «Образование», реализуемый и финансируемый Правительством РФ с 2006 года. Уже накоплен некоторый опыт в создании электронных образовательных ресурсов, способных оптимизировать образовательный процесс и повысить эффективность обучения. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), содержащие обширный информационный материал, способны максимально удовлетворить индивидуальные потребности учащихся и существенно усилить мотивацию к обучению. Электронные образовательные ресурсы могут обеспечить широкий выбор методических решений по формированию приемов учебной деятельности обучаемых и их умения самостоятельно получать, обобщать, анализировать необходимую им информацию, связанную с решением конкретных учебных задач и построением своей индивидуальной образовательной траектории. Навыки самообразования и самоорганизации являются важнейшими компетенциями, овладение которыми позволит учащимся ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи как в процессе обучения, так и после окончания образовательного учреждения. Таким образом, формируется основа и непрерывного образования, и развития личности.
Содержание и методический аппарат действующих учебников, количество которых увеличивается с каждым годом, уже не способны в должной мере обеспечить современный уровень образования и не отвечают всем требованиям к средствам обучения в современных условиях развития информационных технологий.
Уже достигнут, а часто и значительно превышен разумный предел в объеме заложенной в учебнике информации, формах ее структурирования и подачи. Увеличение количества иллюстративного материала, совершенствование и дифференциация методического аппарата приводят к увеличению веса учебника и его формата, что противоречит строгим требованиям СанПиНов. Ежегодно растет стоимость бумаги и полиграфических услуг, и все это отражается на стоимости учебника, а в целом и на стоимости образовательных услуг. Кроме того, необходимо учитывать, что стремительно падает интерес учащихся к чтению вообще и к чтению школьных учебников в частности. Все больший объем информации учащиеся получают из мультимедийных источников. В настоящее время проводится работа по созданию электронных учебников, учебно-методических и наглядных пособий с использованием цифровых технологий.
Однако уже созданные электронные образовательные ресурсы с большим трудом интегрируются в учебный процесс, так как не полностью учитывают психолого-педагогические особенности образовательного процесса на конкретном уроке. Даже мультимедийные приложения, подготовленные к конкретному учебнику под руководством автора этого учебника, не могут быть вовлечены в реальный образовательный процесс в должной степени, так как их связь с содержанием учебника носит эпизодический характер. Эти электронные пособия, входящие в УМК, служат лишь дополнением к учебнику, а имеющаяся в них информация, дидактический материал и иллюстрации не столько углубляют, сколько дополняют, расширяют, а иногда и дублируют содержание учебника и других составных частей УМК. Такой экстенсивный подход приводит к увеличению объема информации и усложнению работы ученика и учителя со сложно структурированным УМК в целом. Считаем, что будет правильным, используя возможности мультимедиа, свернуть информационный блок, показав пути его самостоятельного развертывания и расширения по мере изучения в рамках индивидуальной работы, по возможности включив значительную часть информации в иллюстративный ряд.
В настоящее время созданы все условия для подготовки учебника нового поколения, органически связывающего в своем содержании традиционные методики и современные мультимедийные технологии. Электронные образовательные ресурсы должны не дополнять учебник, а стать органической и неотъемлемой частью учебника, превратив его в современное интерактивное средство обучения, востребованное образовательными учреждениями в современных условиях информатизации общества и информатизации системы образования. Именно такое средство обучения будет содержать в себе возможность по формированию индивидуальной образовательной траектории конкретного обучающегося, который может самостоятельно определять степень и глубину познания той или иной образовательной области.
На наш взгляд, учебник может состоять из двух взаимосвязанных по содержанию и методическому аппарату частей. Первая часть создается традиционно на печатной основе, а вторая часть представляет собой сочетание наглядных интерактивных средств обучения с системой заданий, упражнений, практических и самостоятельных работ, экспериментов, опытов, необходимых для актуализации, углубления, закрепления и контроля качества полученных знаний в процессе обучения.
Печатная часть учебника готовится в соответствии с требованиями государственного стандарта, примерными и авторскими программами и содержит определенный стандартом обязательный набор компонентов содержания в зависимости от возраста учащихся (класса) и последовательности изучения того или иного предмета в течение всех лет обучения, определенной базисным учебным планом. Объем этой печатной части сокращается в 2-3 раза за счет переноса большей части иллюстративного материала и части методического аппарата во вторую, электронную, составляющую учебника. При этом печатная часть учебника оснащается системой навигации по электронным ресурсам второй части. Содержание учебного материала в печатной части учебника может быть структурировано по темам или отдельным урокам. Каждый разворот (полоса) учебника может представлять собой содержание одной темы или урока. Система навигации ориентирует учащихся не только на электронные образовательные ресурсы мультимедийной составляющей, но и на связанные с темой урока мультимедийные ресурсы Интернета.
Электронная часть учебника включает в себя иллюстративный и методический аппарат, который трансформируется и готовится к использованию с учетом всех возможностей мультимедиа. Максимально задействуются возможности перевода наглядного и статистического материала в интерактивные формы, предусматривающие реализацию деятельностного подхода в обучении. Электронная часть учебника включает и ресурсы, дающие возможность самоконтроля, а также текущего и итогового контроля за качеством обучения учащихся со стороны учителя. При подготовке новых учебников большая часть иллюстративного материала из плоской застывшей формы на листе бумаги переводится в наглядные интерактивные средства обучения. Это позволит показать уже не плоские, а объемные изображения, дать возможность проследить динамику того или иного процесса. Используя статистические показатели, возможно более наглядно представить причинно-следственные связи и существующие закономерности изменения объекта (процесса) во времени и пространстве. В интерактивной форме, с опорой на самостоятельную работу с информацией учащимся можно предложить различные виды заданий и упражнений как развивающего характера, так и по оценке качества знаний. В целом открываются большие возможности использования различных методических приемов, вовлекающих учащихся в непосредственную деятельность по получению и обработке информации, по самообразованию и самоконтролю. Объем получаемой информации и глубина изучения той или иной области знаний в конечном счете зависят от самого учащегося, который из «пассивного объекта», куда в соответствии с традиционными методами обучения необходимо было заложить определенный объем знаний, превращается в активный субъект, самостоятельно познающий окружающую действительность, используя возможности мультимедийных цифровых технологий. Именно в этом заложена та высокая степень мотивации, позволяющая воспринимать обучение и познание как захватывающий процесс. Учиться по таким учебникам станет интересно, что в значительной степени повысит эффективность обучения и в конечном итоге качество образовательных услуг в целом.
Комментарии