search
main
0

Учитель = госслужащий? Что педагоги думают о присвоении им нового статуса

В Государственной Думе России занялись разработкой проекта федерального закона «О статусе учителя». Рассказываем, какой результат ожидают его авторы от реализации такой инициативы, а также о том, что уже сделано для облегчения труда педагогов и повышения престижа профессии.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Наделить педагогов новым статусом предложила первый зампредседателя комитета по просвещению Госдумы Яна Лантратова. Она сообщила о начале работы над созданием проекта федерального закона «О статусе учителя».

Что даст педагогу статус госслужащего

Учителей предлагают наделить статусом, который сопоставим с государственными служащими. Законопроект предполагает повышение зарплаты педагогов до уровня, который не будет ниже средней зарплаты чиновника в России. Помимо этого, статус обеспечит учителей аналогичными чиновничьим льготами и социальными гарантиями. Среди них, например, право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.

Проект федерального закона «О статусе учителя» предлагает также определить миссию педагогического работника; права и обязанности учителя, меры по его защите и другие вопросы, касающиеся его статуса. Авторы инициативы уверены, что статус госслужащего приведет к повышению престижа профессии учителя. Его перестанут называть «бюджетником», что отчасти обесценивает роль педагога в обществе.

С новым статусом учителя будут воспринимать как человека, которому доверили выполнять определенные задачи и функции государства, и который обеспечен социальным пакетом. Как отметила Яна Лантратова, чиновники и учителя являются «государевыми людьми», их труд должен оплачиваться одинаково, поскольку они выполняют важную, необходимую государству работу.

Статус учителя важен также в свете участившихся случаев травли педагогов – как со стороны детей, так и со стороны родителей, общественности. По этой причине парламентарии предлагают ввести запрет на осуждение частной жизни педагогов. С этой целью перечень принципов, содержащихся в статье 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», планируется дополнить.

Как повлияет статус госслужащего на зарплату учителей

О престиже профессии во многом можно судить по оплате труда ее представителей. Российские учителя давно ждут решения этого больного вопроса. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на ежегодной итоговой коллегии Минпросвещения России отметила необходимость усовершенствования мер государственной поддержки учителей в текущем году. В частности, она просила внести предложения по подходам к оплате труда педагогов.

Фото: pixabay.com

Вопрос оплаты работы учителей во многом не теряет своей актуальности из-за сохраняющейся разницы в зарплатах в разных регионах страны. Если в Москве, по итогам прошлого года, средняя учительская зарплата составила 125 тысяч рублей, то в Ульяновской области, например, этот показатель составил без малого 32 тысячи, в Тюменской – более 57 тысяч рублей, в Самарской области – 39 171 рубль. При этом всем понятно, что средняя зарплата – это показатель, для многих далекий от реальности.

По словам первого зампреда комитета по просвещению Яны Лантратовой, в 2022 году средняя учительская заработная плата по стране составляла 45 787 рублей до вычета налогов. При этом на руки педагогам в среднем выплачивали по 39 тысяч рублей. Реальная зарплата многих из них была ниже. А усредненная зарплата госслужащих, к которым хотят приравнять учителей, согласно Росстату, в прошлом году составляла 126 тысяч рублей.

Как реагируют на инициативу учителя

В своих комментариях в социальной сети многие педагоги говорят о том, что нужно не присваивать им статус госслужащих, а просто повысить зарплату. Они отмечают, что средняя зарплата может выглядеть красиво по причине увеличения нагрузки на педагогов в реальности: чтобы зарабатывать больше, учителям приходится брать не по одной ставке, «добирать» классным руководством и другой деятельностью. По словам пользователей, это равносильно увеличению оклада, для чего приходится работать в 2–3 смены, или зарплате трех учителей, работу которых выполняет один. Все это чревато болезнями и ранней смертностью.

Часть учителей вспоминают про майские указы 2012 года, где уже шла речь о зарплатах, однако с того времени мало что изменилось. Одна из причин, по мнению педагогов: в них не идет речи о таком понятии, как «ставка». Многие уверены, что достаточно узаконить понятие ставки и приравнять ее к средней зарплате. Это позволит избежать перегрузок и сделать оплату труда достойной – «без болтовни и обсуждений годами…».

Так, один из пользователей пишет: «Смотрю сейчас блокнот с записями со Всероссийского совещания работников образования в Кремлевском Дворце 14-15 января 2000 года. Садовничий В.А.: необходимо отнесение учителя к госслужащим! Смолин О.Н.: приравнять учителя по оплате труда и социальным льготам к госслужащим. Многие выступающие: Учитель – главное лицо в нашей жизни! Смотрю на календарь – 2023 год…».

Исходя из этих фактов, многие учителя теряют веру в возможность позитивных перемен. «Я давно живу на свете: чуть ли не каждый президент начинал свою деятельность с указов об учителях… А публика верит, что и поднимают, и доводят, а они (учителя) все никак не успокоятся! Был ведь флешмоб – выкладывали свои расчетные листки, помогло? Так и хочется процитировать Станиславского: не верю! Был уже Год учителя, да что-то ничего не изменилось… теперь очередной… эх!», – так прокомментировала очередную инициативу парламентариев одна из пользователей.

Впрочем, есть среди учителей и оптимисты, которые надеются на возможные льготы. Предлагают, например, установить для педагогов льготу для зачисления детей в детский сад. Есть и такое предложение: «50% на оплату ЖКХ, электричества пусть сделают и добавят коэффициент, как на вредном производстве. В начальной школе после каждого выпуска – отпуск за счет государства. Лечение в санатории каждое лето учителям за счет государства».

России нужны квалифицированные педагоги

Сегодня многие специалисты не без оснований опасаются, что из-за отсутствия должной оплаты труда школы будут испытывать дефицит новых кадров, которые, по словам Татьяны Голиковой, в образовании очень нужны.

На итоговой коллегии Минпросвещения России вице-премьер отметила, что в 2022 году в стране была утверждена концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Ее создали, чтобы увеличить количество квалифицированных учителей, без которых невозможно решить поставленные задачи.

В настоящее время в отечественной системе образования трудятся почти 1,3 млн педагогов, из них более 1 млн – учителя. Как свидетельствует статистика, в России насчитывается не более 150 тысяч молодых преподавателей в возрасте до 30 лет. В стране 2% учительских ставок остаются вакантными.

Фото: пресс-служба министерства образования Московской области

В течение Года педагога и наставника власти планируют активно популяризировать педагогику среди молодого поколения. Молодежь намерены заинтересовать работой в сфере образования, привлечь активных выпускников к учебе в педагогических вузах. Ожидается, что именно они станут работать в школах и закроют вакансии в системе общего образования.

Что сделано для педагогов с начала учебного года

С начала текущего учебного года вступил в силу пункт 3 статьи 1 ФЗ о снижении документарной нагрузки на педагогов. Согласно разработанному Минпросвещения России перечню документации для учителя, педагогу обязательно заполнять пять документов. В перечень входят рабочая программа предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности) или модуля (можно взять готовую примерную рабочую программу Минпросвещения России); журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности для педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность; план воспитательной работы и характеристику на обучающегося – для классных руководителей. Кроме того, с этого учебного года можно вести только один журнал. Его электронный и бумажный варианты не нужно дублировать.

Образование больше не услуга: о повышении статуса учителя должно свидетельствовать устранение термина «образовательная услуга». Соответствующие поправки внесены в ФЗ «Об образовании в РФ».  Согласно им, термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменен понятием «реализация образовательных программ». Поправки внесены в статьи, регулирующие вопросы финансирования образования. Они разрабатывались в качестве ответа на просьбу учителей, считающих формулировку «образовательная услуга» не отвечающей роли педагога в вопросах обучения и воспитания. Авторы законопроекта тоже сочли термин неоднозначным, вызывающим ассоциации с коммерческими услугами. Ожидается, что поправки не только повысят престиж профессии, но и помогут выстроить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте