Национальный проект предполагал не только победу лучших учителей, но и то, что эти учителя станут после победы распространять опыт своей работы, знакомить коллег с технологиями, методиками, приемами, устраивать открытые уроки. Нацпроект и его организаторы, которые ставили перед лучшими учителями такие задачи, малость припоздали: в Москве давно такую задачу перед собой поставили ее лучшие учителя – победители, финалисты, призеры городского конкурса «Учитель года». В 2006 году они объединились в некоммерческое партнерство «Столичный учитель», президентом которого стал Андрей Лукутин, учитель истории, методист, учитель года Москвы-2004. Некоммерческие партнеры теперь проводят семинары, конференции, открытые уроки – ведь все они остались учителями, работают в обычных школах и считают своей главной задачей поддержку коллег, особенно молодых. Как общественная организация партнерство выступало экспертом в конкурсе в рамках нацпроекта. На страницах московской «Учительской газеты» учителя года постоянно рассказывают о том, как складывается их жизнь, но «не звездят». Например, два учителя, которым мы предоставляем слово сегодня, рассказали обо всем, но умолчали о том, что стали победителями в конкурсе лучших в рамках национального проекта «Образование».
Глеб МОЧАЛОВ, учитель технологии и информатики Центра образования №293, доцент кафедры общетехнических дисциплин факультета технологии и предпринимательства МПГУ, кандидат педагогических наук, учитель года Москвы-2004:
– Почти не помню, как это началось… Помню, что меня специально направили. А дел вокруг просто масса непроворотная! Подготовить расходные материалы для уроков, завершить ремонт в доме, перепроверить новые презентации, помочь коллеге с данными для диплома. А тут еще новый курс по информатике: надо же готовиться к занятиям, надо, как говорится, соответствовать! И вот – еще в конкурсе участвуй. Спасибо огромное, мой дорогой директор, низкий вам поклон!
Первые этапы конкурса – словно в тумане. Помню, что не уделял этому много времени: уроки были разработаны в материале диссертации (хорошо, что еще с самой защитой не совпало!). Коллеги – бывшие однокурсники – в предыдущие пару лет тоже пробовали участвовать, но, к сожалению, не вышли в финал. Я неоднократно слышал скептические суждения. А тут сам пошел…
Другое дело – городской уровень. Тут уж пришлось поднапрячься – ведь повторяться в таком деле вредно, надо проявить и креативность, и системность в педагогическом подходе. Здесь поддержка моих «старших» коллег оказалась к месту. Накидали идей – голова закружилась от учебных приемов и уловок. Работали группой победителей с психологами округа. Признаться честно, даже смешно стало: опять в институт «приехали»! Смотрели пробные уроки, оценивали детали. Весьма непросто сделать такую репетицию – творчество по заказу… А сам себе я напоминал тогда героя фильма «Форрест Гамп»: «Если я уже пробежал досюда – почему не побежать дальше?»
Последний бой – он трудный самый. Оторваться от дел, выехать куда-то в лагерь (санаторий?), чтобы именно там давать последний урок, да еще и не урок, а мастер-класс, да еще и не с детьми заниматься, а со взрослыми. Все это просто перегружало творческое воображение. Но спасибо организаторам – оказалось, что так даже лучше: никто вокруг «не ойкает», не «кудахчет» (в хорошем смысле!). Чрезвычайно интересные люди, оригинальные, невиденные ранее задумки (как жаль, что многие коллеги и особенно студенты не видят и теперь), симпатичный санаторий фактически курортного типа. Это создало настолько ДРУГОЕ ощущение от общения, так немного общего было с традиционной школой (а ей, как оказалось, так этого не хватает), что весенняя неделя прошла очень быстро, легко, волнительно и с оптимизмом.
Правда, результатов пришлось ждать довольно долго, больше месяца. Хотя очень хотелось верить, что я в лидерах. И, конечно, та торжественная обстановка, в которой устроили награждение, многократно увеличила радость от победы! Так или иначе, но здесь все было на очень другом уровне, чем праздники в школах, много света, теплых слов, оваций, цветов, подарков, песен. О чем еще можно мечтать, особенно если все в твою честь, хотя я себя тщеславным не назвал бы!
Вот только журналисты… Хорошо, конечно, что тобой кто-то интересуется. Но в ТАКОМ объеме! Можно понять голливудских звезд, а теперь и не только голливудских, что они так нервничают. Если даже к российским учителям такое внимание, что уж говорить о них. И вроде сами-то люди очень даже хорошие, аккуратные, часто интеллигентные, но от этого масштаба интереса простой человек с ума сойдет. Но и это тоже хорошая школа общения, за это тоже спасибо.
Теперь смотрю на все прошедшее немного по-другому. Очень хорошо, что не произошло так, что прошел конкурс, и до свидания. Теперь надо передавать свой опыт другим. Встречи, выезды, конкурсы, рассуждения, оценки, а также участие в конференциях, демонстрационных занятиях и мастер-классах. Все это стало проходить неизмеримо чаще, чем в жизни обычного учителя, особенно учителя технологии. Ведь, как показывает опыт, эти люди углублены в себя и дела как-то глубже остальных, не стремясь выходить напоказ… Кстати, в этом приятная уникальность такой специальности.
После конкурса изменились отношения по работе, они вышли на следующий «уровень сложности». Теперь чаще хотят услышать мое мнение, поделиться впечатлениями, зовут «посмотреть специалиста». Есть, конечно, и немного дегтя – слышал краем уха про зависть, про то, что он теперь «гордый». Иногда ловлю взгляды с оцениванием и как-то подумал про вред власти и экономических достижений отдельно взятой личности. Но в целом это все тоже приходит и уходит, а с тобой остаются «свои». Плюс работа вместе с коллегами, старыми и новыми знакомыми. Свои, понятные, шутки, байки, разговоры, обсуждения, работа… Я считаю, что мне очень повезло, что довелось участвовать и, тем более, победить в конкурсе «Учитель года Москвы», будучи еще «почти молодым» специалистом.
Помнится, накануне окончания школы, когда возникали вопросы: «Кем быть?», «Чем заниматься в жизни?», был момент, когда роль человека в современной истории представлялась просто несущественной. Как капля в море или хотя бы в озере. Конечно, когда речь идет о правителях или поэтах, это совсем другое дело, но, будучи, к примеру, инженером, выделиться из массы просто нереально. Эта мысль недавно снова пришла в голову. Уже в другом ракурсе: все-таки можно. Можно!
Комментарии