О конкурсе «Учитель года» непрестанно спорят. Кто-то безоговорочно принимает конкурсное движение, другие вспоминают о неконкурсных учителях, которые прекрасно ведут уроки в классах, но никогда не решатся покинуть собственный кабинет и школу. Между тем полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев во время открытия «Учителя года России»-2022 заявил, что это событие не просто смотр педагогических талантов. «Самый видимый его эффект – это повышение престижа профессии учителя», – констатировал он. «Учительская газета» поинтересовалась у экспертов, на что же влияет конкурс на самом деле.
Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109, академик РАО, Москва:
– Этот конкурс – «прокачка крови». Со всей страны собираются самые продвинутые и креативные учителя, и между ними возникает очень важное общение. Не только в процессе демонстрационных уроков, но и в паузах, даже, извините, в курилках. Я считаю, что любой творческий человек в какой-то степени одинокий, без необходимой питательной среды. Очень важно, что сегодня по завершении конкурса это общение не прекращается, потому в эпоху Интернета горизонтальные связи позволяют обмениваться опытом и наработками, открытиями. Они друг у друга учатся. Кроме того, есть и личный аспект – семьи образуются, потому что духовная близость людей очень важна, там знакомятся молодые люди. Ну и, наконец, растут административно. Я знаю многих региональных министров, руководителей центров подготовки учителей, которые выросли именно из этого конкурса.
Алексей ОВЧИННИКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии Средней школы с. Баловнево Данковского района Липецкой области, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:
– Я бы сказал, что это не повышение престижа, а привлечение внимания к учителям, что само по себе тоже неплохо. Влияние конкурса разнообразно: во-первых, он влияет на профессиональные траектории участников, во-вторых, служит фактором, благодаря которому возникают сообщества учителей, послеконкурсное движение, довольно заметное в масштабах страны. А еще конкурс – это как бы знак качества для учителей. Если ты участвовал в конкурсе, значит, чего-то стоишь. Наверное, это и можно считать влиянием на престиж профессии.
Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора, учитель физики и информатики гимназии №12 «Гармония», Липецк:
– Конкурс – это, конечно, повышение престижа профессии, но в большей степени система повышения квалификации педагога. Учитель, идя в конкурс, проводит обобщение опыта за весь период трудовой деятельности. Наблюдая за уроками конкурсантов, видит актуальность приемов и методов, анализирует. Возможно, благодаря прямым трансляциям может увидеть уроки «пятнашки», после которых или перестраивает собственную работу, или оставляет все по-прежнему. Уверена, конкурс – в первую очередь это о том, чтобы учиться и повышать собственную профессиональную квалификацию.
Андрей БАРАШЕВ, учитель года России-2016, кандидат филологических наук, заместитель директора ОАНО «Школа Летово»:
– Не могу полностью согласиться с этим утверждением. Престиж профессии – слишком сложное явление: одного конкурса, каким бы ярким и важным для сообщества он ни был, недостаточно для того, чтобы говорить о видимом эффекте повышения престижа. Сам по себе конкурс и даже победа в нем еще не свидетельство повышения престижа, вместе с этим должны быть и повышение заработной платы, и уважение к личным и профессиональным границам жизни учителя, и ресурсное обеспечение образовательного процесса. Хотя, безусловно, публичность конкурса, его освещение и внимание к нему – важный шаг навстречу уважению к профессии учителя. Конкурс нужен для повышения престижа профессии, но не только он.
Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики московской школы №1520 имени Капцовых:
– Конкурс однозначно влияет на всех его участников, будь то конкурсанты, члены жюри или организаторы. Для одних это профессиональный лифт, общественное признание и возможность быть на виду. Для других это возможность переосмыслить профессиональный путь. Но так или иначе конкурс – это Рубикон, после которого нет обратной дороги.
Светлана ВИДАКАС, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, региональный координатор конкурса «Учитель года России» от Москвы, обладатель специального приза «Цифровой учитель» по версии Mail.ru Group, начальник отдела конкурсов и событий ГАОУ ДПО «Корпоративный университет Московского образования», Москва:
– Для каждого из нас жизнь разделилась на до и после. Мы все, участники разных лет, – одна большая семья, которая растет из года в год. Счастье в том, что мы все на одной волне независимо от возраста, региона и предмета. Поэтому, на мой взгляд, конкурс – это в первую очередь про формирование сообщества неравнодушных профессионалов, любящих свое дело, и учеников. Из года в год на конкурсе появляются люди, способные вносить вклад как в систему образования в целом, так и в отдельных личностей. А когда формируется сообщество педагогов, страстно любящих свое дело и готовых делиться наработками с педагогами всей страны, безусловно, растет не только престиж профессии, но и количество ярких, активных и неравнодушных педагогов. Конкурс – это люди, а люди, приходящие на конкурс, остаются в нем навсегда.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, победитель Всероссийского конкурса «Учитель будущего»-2021, Ленинградская область:
– На мой взгляд, всероссийский конкурс имеет огромное значение для педагогического сообщества. Он создает сообщество педагогов по всей стране, связанных между собой узами конкурсной и послеконкурсной жизни. Мы ездим в гости друг к другу, общаемся, организуем форумы, школы для молодых педагогов. Конкурс – это и замечательная площадка для трансляции передового опыта. Все испытания записываются на видео и выкладываются на официальном сайте. Педагоги могут изучить опыт коллег разных лет, взять для себя что-то интересное и ценное. К тому же конкурс привлекает внимание общественности, СМИ к педагогическому сообществу, это действительно один из инструментов популяризации профессии, повышения престижа. Конечно, нельзя забывать, что для многих конкурс – это и вертикальный, и горизонтальный социальный лифт, который позволяет как сделать карьеру, так и стать лицом педагогического сообщества.
Сергей ПЕРЕВЕРЗЕВ, учитель года Башкортостана-2016, председатель РОО «Педагогическая лаборатория. Образование будущего», президент клуба «Учитель года столицы Башкортостана», учитель истории и обществознания лицея №83 имени М.С.Пинского, Уфа:
– Конкурс – это идеальное пространство, свободное от ненужной рутины, на которую мы так часто ропщем в обычные трудовые будни. Это идеал, к которому необходимо стремиться всей образовательной системе. Пространство и атмосфера, раскрывающие истинное, сакральное предназначение учительской миссии – поиск истины, познание себя, понимание ценности знания и расширение картины мира. Конкурс позволяет на время изъять учителя из образовательного конвейера и переосмыслить собственный профессиональный путь, понять свои сильные и слабые стороны, привести в порядок методический арсенал, почувствовать востребованность профессионализма, расширить картину педагогической реальности. Недаром конкурс часто ассоциируется с отдельной педагогической планетой «Учитель года». Только свободный и открытый в творческом плане учитель обладает огромным потенциалом развития, изо дня в день реализуя педагогическую практику. Масштабная трансформация учителя, а значит, и части образовательной системы – вот главное предназначение конкурсного движения.
Евгений КУСТОВ, победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2019, учитель информатики Рабочеостровской школы, Кемский район, Карелия:
– Педагогическое мировоззрение учителя меняется независимо от уровня участия в конкурсе. Естественно, при участии на федеральном этапе получаемый опыт больше. Учитель невольно растет, примеряя на себя все более ответственные статусы «лауреат», «финалист» или «абсолютный победитель». Вкупе с волнением и перестройкой сознания меняется и взгляд на то, каким ты был до и должен оставаться или стать после! Престиж учителя зависит не от того, как прошел конкурс, а от того, как в целом к данной профессии относится государство. Если есть уважение к педагогу на уровне правительства, его интересы как человека защищены, то и престиж данной профессии будет расти пропорционально повышению уровня уважения к учителю как к профессионалу. Конкурс – это прекрасная возможность заявить педагогическим сообществом всей стране, что учителя – это профессионалы своего дела и достойны соответствующего отношения!
Дмитрий ГУРОВ, участник конкурса «Учитель года России»-2020, учитель начальных классов школы №22, пос. Приамурский, Еврейская автономная область:
– Главное – это саморазвитие учителя! Новые знакомства с замечательными педагогами, получение бесценного опыта, яркие эмоции, которые остаются на долгие годы! Все это и есть «Учитель года России».
Комментарии