Валентина Матвиенко устраивает родительский заговор
В Международный день учителя – 5 октября – в Белом доме царствовали педагоги.
Днем премьер-министр Владимир Путин вручал премии Правительства РФ в области образования за 1998 год. Награждение лауреатов премьер начал против обыкновения не с громких слов о роли образования в жизни страны, а с отчета о том, что сделало правительство для образования. В бюджете 2000 года на финансирование отрасли выделено в полтора раза больше денег, чем в нынешнем году.
А вечером состоялась встреча финалистов конкурса “Учитель года-99” с вице-премьером Валентиной Матвиенко. И снова – не обещания и посулы, а конкретные дела. Правительство приняло решение о выделении 500 тысяч рублей на поощрение 15 победителей X Всероссийского конкурса.
Разговор получился очень откровенным. Учителя поднимали самые наболевшие вопросы – о зарплате, об учебниках, о питании детей в школах, о поддержке молодых специалистов. Валентина Матвиенко принимала упреки в адрес правительства, если они были справедливы, и честно говорила о том, что федеральный центр не всесилен.
Учителя, приехавшие на конкурс, восхищались московскими школами и сетовали на то, что в регионах ничего подобного нет. “Здесь многое зависит не от правительства, а от руководителей регионов, местных органов власти и от директоров школ, – сказала Валентина Матвиенко. – Я много бываю в регионах и знаю по своему опыту: там, где боевой, энергичный директор, дела идут хорошо. В ближайшее время бюджетное финансирование школ не увеличится резко в 3-4 раза. Правительство будет принимать все необходимые меры, но и на местах нужно принимать нестандартные решения”.
Особенно остро обсуждался вопрос о высшем образовании. Как бороться с коррупцией в вузах, со взяточничеством? Валентина Матвиенко предложила устроить всероссийский родительский заговор. “Давайте представим себе такую ситуацию. Все родители страны сговорились и ни один не дает взятку за поступление. Ни один. Представляете, как было бы здорово? Мы сами развращаем недобросовестных людей. Сами даем взятки. Ведь бесплатный прием в вузы не сокращается. Государство обеспечивает, финансирует высшее образование”. Валентина Ивановна призвала Министерство образования усилить контроль за вступительными экзаменами и беспощадно наказывать взяточников – вплоть до уголовной ответственности.
Несмотря на серьезный деловой настрой, в беседе то и дело рождались шуточные афоризмы. Вот один из них. На пожелание Юрия Владера – конкурсанта из Санкт-Петербурга – повсеместно вводить в школах ставку психолога Валентина Матвиенко ответила: “Я думаю, что психологи нужны не только в школе, но и везде в нашем больном обществе – и в Государственной Думе, и в правительстве”.
Наталья БУНЯКИНА
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Конкурсанты в хорошей компании
Увидеть этих трех людей одновременно мало кому удавалось. А “учителя года-99” два часа задушевно беседовали с первым заместителем министра образования РФ Александром Киселевым, председателем ЦК профсоюза работников образования и науки России Владимиром Яковлевым и главным редактором “Учительской газеты” Петром Положевцем.
Первые учителя, которым представился тогда еще новый министр образования Владимир Филиппов, были участниками прошлогоднего, девятого, конкурса “Учитель года”. В этом году срочная поездка в Чечню помешала встрече. Но наши конкурсанты не были в обиде. Первый заместитель министра образования Александр Киселев терпеливо отвечал на вопросы, которые педагоги успели задать в промежутке между бесконечными конкурсными уроками и подготовкой к завтрашним занятиям. Конечно, множество проблем осталось “за бортом”. Бросив взгляд в блокнот моей соседки справа, я увидела несколько пунктов. Последний, видимо, самый важный, был подчеркнут – строительство жилья для учителей. И тем не менее успели поговорить о многом. Александр Киселев сказал, что министерство сделает все возможное, чтобы школа повысила качество образования, снова стала готовить ребенка в вуз. Заверил, что формируется по-настоящему демократический механизм принятия государственных решений и их реализации – всем миром. Посетовал, что управленческая вертикаль в образовании похожа на “телефонную связь, провода которой в некоторых местах перебиты”. Рассказал, что министерство жестко установило зависимость: теперь будут финансироваться только действительно необходимые системе образования научно-исследовательские работы.
Пообещал, что никого завтра же, тем более насильно, 12-летку вводить не заставят. А также то, что правила приема в вузы будут публиковаться не позднее ноября-декабря. И, наконец, напомнил кредо Министерства образования, которое сформулировал Владимир Филиппов: “Мы не должны оправдываться кризисом за то тяжелое финансовое положение, в которое попали учителя”.
Председатель учительского профсоюза о зарплате в этот раз говорил совсем мало. Учителей в зале волновало другое – кризис, в который попала система повышения квалификации. Многих охватила ностальгия по бесплатным профсоюзным путевкам. Владимир Яковлев считает, что выход есть. Необходимо поделить обязанности. Содержательную сторону повышения квалификации возьмет на себя министерство, а профсоюз займется организацией “культурно-просветительской” части. Что же касается глобальных образовательных проблем, председатель профсоюза уверен, что “необходимо установить ответственность государства за состояние школ. Это правительство настроено перевести образование в сферу приоритетов государственной политики”.
“УГ” на встрече с лучшими учителями страны оказалась в самом выгодном положении. Нас ни в чем не упрекали и ни о чем не просили. Нам помогли – назвали десяток тем для будущих материалов. Так, в ближайшее время, как пообещал главный редактор Петр Положевец, в газете начнет публиковаться ежемесячный рейтинг регионов, который позволит увидеть, как в той или иной территории выплачивают долги по зарплате, каков уровень знаний у школьников и многое другое. Министерство, кстати, тоже займется реализацией этой идеи.
Оксана РОДИОНОВА
В политику мы не ходоки
На маленькой сцене Государственного музея А.С.Пушкина все держались молодцом: и те, для кого конкурс закончился после открытого урока в московской школе, и “пятнашка”, вышедшая на финишную прямую – во второй тур. Тут же всем был вручен знак Правительства Российской Федерации “Учитель года”, а пятнадцать лидеров были молниеносно атакованы журналистами: пресс-конференция – испытание не менее важное, чем сами уроки.
Mного говорили о политике. Но, как оказалось, наши финалисты в большинстве своем народ аполитичный. Березовского от Жириновского они, конечно, отличить могут, но идти во власть не собираются.
Правда, Александр СЕЛЯНИН, историк из Карелии, имеет к политике непосредственное отношение, потому что он еще и депутат горсовета. Александр считает, что если учителя сами не будут отстаивать свои права в коридорах власти, то за них этого, увы, не сделает никто. Рассуждали о том, каким должен быть министр образования, какой строй – демократический или авторитарный – оптимален для современной школы, качества каких политиков финалисты хотели бы позаимствовать в своей работе.
Анна ХАМАРДЮК, учитель-словесник из Ямало-Ненецкого автономного округа, подвела под разговорами “за власть” жирную черту: “Политика и искренность – вещи несовместные. Значит, учителю там делать совершенно нечего”.
Постепенно от вопросов далеких перешли к вещам близким и родным – школе и детям.
– Можно ли посадить за одну парту здорового ребенка и маленького человека с отклонениями в развитии?
Можно и даже нужно: первых, это учит милосердию, вторых заставляет тянуться за первыми. В этом “учителя года” были единодушны. “Главное, – резюмировал Сергей СЕХИН, историк из Брянской области, – чтобы учитель держал ситуацию под контролем, а руку на пульсе”.
– Если бы однажды на свет появился конкурс “Ученик года”, по каким критериям жюри определяло бы победителя?
Марина ПЕРУНОВА, преподаватель физики, Оренбург: “Каждый год в нашей школе проводится конкурс “Гимназист года”. Но я так и не смогла понять, как и какими баллами можно оценить троечника, у которого не всегда все получается, но который очень старается. И уже только за свою нечеловеческую работоспособность мог бы заслужить это высокое звание. Ребенка можно сравнивать только с самим собой: каким он был вчера, каким стал сегодня и каким будет завтра”.
Александр СОПИН, учитель географии, Иркутск: “Конкурс “Ученик года” – неплохая идея. Детям свойственно соревноваться друг с другом. Главное, чтобы номинаций было побольше. Тебе, мол, за большое сердце, тебе – за красивую улыбку, этому – за интеллект, этому – за виртуальную реальность, которую он создает вокруг себя…”
– Разумна ли идея раздельного обучения мальчиков и девочек?
В Зайрат БАЙБАГИСОВОЙ, преподавателе химии из Карачаево-Черкесии и Ирине КУРШАЕВОЙ, преподавателе истории из Кабардино-Балкарии, взыграло восточное воспитание: за и еще раз за – женщина должна быть женщиной, мужчина – мужчиной, а достигается это лишь раздельным воспитанием. Елена ДУДАЛЬ, учитель французского языка из Хакасии была более сдержанна: тут, безусловно, есть рациональное зерно, главное – не переборщить и не рубить сплеча. А Виктор ШИЛОВ, музыкант из Челябинска, вспомнил слова одной пожилой учительницы: “Барышни, я училась в женской гимназии. Это такая тоска!”
– Чего ни в коем случае нельзя допускать в отношении учеников?
Галина ЧЕРНОВА, учитель начальных классов, Чукотка: “Злиться нельзя, а любить, как своих родных детей, можно. И нужно”.
Того же мнения – Наталья НЕЖКИНА, учитель физкультуры из Иванова, и Людмила БАРИНОВА, учитель русского языка и литературы из Тольятти.
Алексей МАКУРИН, физик, Тверская область: “Нельзя обижать и обижаться”.
Павел РЫБКИН, преподаватель литературы, Смоленск: “Еще Гумилев сказал: “Не оскорблю душевной теплотой”. Не пытайтесь вторгаться в души своих учеников”.
Микаил ДУГРИЧИЛОВ, преподаватель МХК из Буйнакского района Дагестана свой “звездный час” пропустил, на объявление “пятнашки” не пришел, а значит, и с дотошными журналистами не общался. А жаль. Уж он-то наверняка мог бы рассказать нам немало поучительного…
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии