Сегодня в Волгограде пройдет заключительное испытание для пяти призеров Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 – в режиме пресс-конференции они ответят на вопросы журналистов, педагогической общественности, родителей и школьников. А вечером на церемонии закрытия прозвучит имя победителя. Куда на этот раз отправится Хрустальный пеликан, мы еще не знаем. Но доподлинно известно, что его обладатель войдет в состав коллегиальных органов при Министерстве просвещения РФ. В чем заключаются задачи учителя года России после конкурса? Какую роль он может сыграть в общественных органах управления при министерстве? Об этом размышляют победители прошлых лет и простые учителя – наши читатели.
Алексей ОВЧИННИКОВ, учитель биологии средней школы
с. Баловнево Данковского района Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011:
– Мне кажется, что учитель года, который войдет в состав коллегиального органа при министерстве, должен решать те задачи и проблемы, с которыми он пришел на конкурс. Например, я бы на его месте постарался защитить интересы сельской школы. Знаю, что Андрей Сиденко всегда отстаивал идею информатизации школы, Александр Демахин выступает за гуманизацию образования и так далее. Думаю, у каждого учителя года есть своя миссия и свое понимание того, что именно он должен донести до высшего руководства. А коллегиальный орган – прекрасная возможность реализовать это стремление. Конечно же, помимо своей личной позиции у человека должно быть понимание общих проблем образования, то есть учитель года должен выступать от лица всего педагогического сообщества.
Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора по науке академической гимназии №56 Санкт-Петербурга:
– Мне кажется, это хорошая инициатива, потому что такой учитель может говорить о реальной картине, которая существует в образовании. Как бы ни критиковали органы власти, ни одно ведомство не в состоянии обладать в полной мере сведениями о реальном положении дел на местах, и то, что Минпросвещения готово услышать мнение учительского сообщества, делает ему честь. Чтобы что-то изменить в системе образования, нужно знать, что происходит непосредственно в школе. У учителя-лидера, который войдет в общественные органы управления, есть возможность создать поле общения с остальными 84 участниками из регионов.
Лариса АРАЧАШВИЛИ, преподаватель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019:
– Если бы меня включили в такой совет, я бы обязательно рассказала там о насущных проблемах простых учителей, о людях, которые каждый день заходят в класс и работают непосредственно с детьми. Мы все понимаем, что большие начальники видят картину происходящего в стране как бы сверху, издалека, воспринимая ее как топографическую карту. Они руководят армиями, а не солдатами. Но там, внизу, живые люди, у каждого из которых есть свои претензии и предложения о том, что стоит поменять в системе образования. И если бы кто-то все это собрал, обобщил и донес до наших «генералов», думаю, им было бы полезно узнать о том, как живется простым педагогам. Кстати, по опыту общения с коллегами из самых разных регионов могу сказать, что проблемы у всех примерно одни и те же – чрезмерная отчетность, низкие зарплаты, выполнение не свойственных педагогу функций и так далее. Обо всем этом надо говорить!
Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №80 Воронежа, учитель года-2019 Воронежской области:
– Роль победителя в коллегиальном органе – честно и открыто говорить о том, как обстоят дела в школе. Помнить, что в его лице будут видеть представителя всего педагогического сообщества, поэтому ответственность высока. Будем надеяться на грамотную работу всех заинтересованных сторон.
Вита КИРИЧЕНКО, директор московской гимназии №1520 имени Капцовых, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012:
– Наличие в Общественном совете при Министерстве просвещения учителя года – это очень хорошо, но при условии, что этот человек будет иметь право голоса и сможет влиять на принятие решений, касающихся вопросов образования в стране. Он, по сути, призван показывать чиновникам, к каким последствиям могут привести те или иные реформы. И к его голосу чиновники по идее должны прислушаться именно потому, что он сам работает в школе и знает о ней все, причем не со стороны, а изнутри. Как вы помните, в США учитель после победы на профессиональном конкурсе целый год ездит по штатам, беседует с коллегами, встречается с работодателями, бизнесменами, представителями родительской общественности, собирает информацию, формирует повестку дня, а потом, обобщив все это, выступает в сенате, рассказывая парламентариям о проблемах педагогов и выступая в роли делегата от всего учительского сообщества. У нас, как известно, все несколько иначе, а хотелось бы, чтобы глас народа был услышан в министерстве и правительстве.
Елена СИМОНОВА, учитель, Великий Новгород:
– С одной стороны, очень хорошо, что в состав коллегиальных органов при Минпросвещения войдет практик, который сможет информировать руководство о насущных проблемах школы. В этом я вижу его главную роль. Ведь в школьной жизни много нюансов, которые не видно сверху. Этот человек должен стать нашим компетентным депутатом из народа. С другой стороны, все же первостепенная задача любого учителя – это преподавание в школе. Можно ли полноценно работать и одновременно участвовать в деятельности министерских органов? Возникают сомнения. Между тем именно победитель конкурса «Учитель года» нужен школе, и не только своей, он образец для подражания. Есть и другой вопрос. Как наладить живую связь между нашим «депутатом» и школами, чтобы опять-таки не нанести ущерб его основной работе?
Александр СМИРНОВ, учитель истории и обществознания муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лабытнанги, учитель года ЯНАО-2020:
– Одна из ключевых задач конкурса «Учитель года» – выявление талантливых учителей, способных продемонстрировать свою профессиональную компетентность в вопросах обучения и воспитания детей, передать опыт и мастерство коллегам. Именно поэтому лучший из лучших не зря будет привлечен к участию в общественных органах управления при министерстве просвещения, поскольку владеет многими проблемами педагогического и ученического сообщества не понаслышке, изнутри. Экспертное мнение участников конкурса в рассмотрении любых вопросов, связанных с обучением и воспитанием, может стать ценным, потому что будет «незатеоретизированным», а жизненно-правдивым, касающимся любых школьных ситуаций, что поможет принять верные, не оторванные от реалий решения. Победитель как действующий педагог может принимать участие в обсуждении вопросов, проектов документов, затрагивающих интересы именно педагогов-практиков, в составе коллегиального органа контролировать исполнение ранее принятых решений, инициировать внесение изменений в действующие НПА с позиции практикующего учителя. В случае активной позиции победителя учителя в этом коллегиальном органе, орган может стать действенным механизмом контроля деятельности Минпросвещения. Конечно, многое зависит от личности победителя, его жизненных принципов и характера, желания участвовать в развитии образования на столь высоком уровне, иначе все закончится простым декларированием. Но на то это и конкурс, чтобы победителем стал не только талантливый педагог, но и не менее талантливый общественный деятель.
К.М., учитель истории и обществознания, Петрозаводск:
– Общественные советы при органах исполнительной власти созданы повсеместно. Лет пять назад я сама входила в состав такого совета при Министерстве образования Карелии. Был ли мой опыт успешным? Не думаю. Совету разрешали обсуждать выборочный круг вопросов. Хочется верить, что учитель года России будет эффективен в Совете при Министерстве просвещения. Он должен донести до верхушки системы образования истинную информацию о том, как живет сегодня школа, как обстоят дела с подготовкой к экзаменам, всероссийским проверочным работам, как живут учителя за пределами МКАД. Министерство оторвано от школы, мы общаемся бумажками, цифрами и отчетами. Учитель года, чей педагогический опыт признали лучшие эксперты, может стать мостом. Опыт настоящего учителя, который каждый день работает в школе с детьми и родителями, было бы хорошо использовать при обсуждении очередных новаций, рекомендаций, срезов. Именно этот человек, как мне кажется, может дать более или менее реальную оценку возможности реализации того или иного новшества. Конечно, 3 февраля учитель года вернется к себе в регион и окунется в работу. Но мне видится, что в условиях повсеместного доступа к Интернету через этого человека можно собрать и донести огромный объем информации. Нужно ли это самому министерству?
Комментарии