Хорошая весенняя примета – по всей стране проходят финалы региональных конкурсов “Учитель года”. Сегодня мы представляем результаты педагогических смотров в Якутии, Перми, Самарской области, Москве и на Чукотке. Подведение итогов в самом разгаре, потому что 1 июня, напоминаем, заканчивается срок приема документов для участия во Всероссийском финале. Следите за нашими публикациями!
Вся жизнь во втором спряжении!
“Show must go on!”
Это – не про конкурс “Учитель года”. Хотя коллеги-журналисты иногда утверждают, что именно ради зрелищных открытия и закрытия каждый год по всей России идет этот смотр “золотых уроков” и педагогических инноваций. Но мы-то знаем, что медные трубы и фейерверки – далеко не самоцель! Ведь от одной “торжественной церемонии” до другой – огромная интенсивная работа ума и сердца, бессонные, кропотливые ночи раздумий и поисков, борьба лучших среди лучших…
Правда, до суперфинала еще далеко. Зато в регионах уже известны первые победители. Вот и в Москве 21 апреля в концертном зале “Россия” состоялось закрытие городского конкурса “Учитель года – 99”. Оно действительно было настоящим шоу, но никакого праздника не получилось бы без “трудовых будней” на базе отдыха с экзотическим названием “Голубой городок”. Сорок три участника, представлявшие все округа Москвы, а также победители городских конкурсов “Самый классный классный”, дополнительного и профессионального образования могли бы вполне работать в одной школе. Правда, на этот раз свое мастерство они демонстрировали не на детях, а друг на друге. Открытые уроки проходили на сцене, где, как известно, видна любая фальшь. Так что от жюри, в которое вошли видные деятели московского образования, ничего нельзя было утаить. Впрочем, “утаить” – этот глагол никак не применим к описанию атмосферы, царившей в “Голубом городке”. Так же, как слова “соперничество”, “конкуренция”. А вот “дружба”, “партнерство”, “взаимовыручка” как раз подойдут.
Конечно, многое зависит от организаторов. В нашем случае главным вдохновителем всех побед был многоопытный Евгений Ямбург. Его способность относиться с иронией к любым проблемам, накладкам, неудачам и даже к самому себе передавалась учителям и помогала им справляться с естественным напряжением в ходе конкурса. Сама программа была составлена как антистрессовая: дискотека, вечер анекдотов, сауна… Правда, надо сказать, что и на этих “развлекательных” мероприятиях участники конкурса оставались собой, то есть учителями. Например, дискотека немедленно превратилась в урок танцев. Помогали преодолеть нервозность и “болельщики”. Так, управление образования Южного учебного округа прислало своим педагогам корзину с фруктами и телеграмму: “Если не прорвемся, не огорчаться: здоровье прежде всего”.
“Этот конкурс – роскошь человеческого достоинства…”, “Я посмотрела на других и поняла, что в педагогике не всего достигла”, “Поразило то, что не было однообразия, одномыслия” – это мнения участников конкурса, высказанные ими газете “ХОД”, которую ежедневно выпускали в “Голубом городке” студенты Московского городского педагогического университета.
…Представляем себе нетерпение, с которым финалисты ожидали начала церемонии. Да, дорогой читатель, мы возвращаемся в концертный зал “Россия”. Теперь-то, наконец, можно окунуться в море огней и аплодисментов, полюбоваться друг на друга, попозировать семейным фотографам. Но до полного расслабления еще далеко. Ах эти ведущие, они специально оттягивали решающую минуту долгими предисловиями. Ах эти “дрожащие руки” у Вячеслава Зайцева и Валентины Леонтьевой (тети Вали), когда они открывали конверты с заветными фамилиями. Ах сколько еще томительных, бесконечных мгновений пришлось пережить нашим героям! Но они выдержали и это испытание.
А чтобы раньше времени их не терроризировали журналисты, заботливая режиссерская рука упрятала героев дня в оркестровую яму. Зрители пребывали в недоумении – как же хрупкие учительницы в узких платьях будут забираться на сцену? Секрет оказался прост: поднимающийся пол вернул нам наших участников, радостных и рукоплескающих. Эффектное вступление обещало сногсшибательную программу. Благо техника не подвела.
Увы, человек не машина, и ему свойственно ошибаться. Ведущий Михаил Марфин, известный всем по телепрограмме “Счастливый случай”, умудрился переврать фамилии всех почетных гостей конкурса: президент РАО Никандров стал Никаноровым, министра общего и профессионального образования Филиппова представили как Владимира Ивановича, когда на самом деле он Владимир Михайлович. Причем сами они на церемонии не присутствовали. Впрочем, в фамилиях победителей номинаций ошибок было меньше. Вот они: Юлия ВАЛАТИНА – “Педагогический дебют”, Ольга ЭНГЕЛЬГАРДТ – “Новое в столичном образовании”, Олег СКЛЯРОВ – “Гуманизация образования”, Александр ТАБАКОВ – “Профессиональное образование”, Алла ФЛИГЕЛЬМАН – “Наш общий дом”, Мария ЖУРАВЛЕВА – “От двух до пяти”, Марианна ЛЕБЕДЕВА – “Обновление содержания образования”, Иван ГАВРИЛОВ – “Школьный психолог”, Максим ДЕДИК – “Каждый ребенок талантлив”, Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ – “Самый классный “классный”, Всеволод РОМАНКОВ – “Новые педагогические технологии”, Мария ФИЛИППЕНКО – “Образование без границ”.
Ну а какое же награждение без призов? Дары победителям несли комитеты и университеты, газеты и “Самоцветы” (ведь песня от любимого ансамбля – это тоже подарок!).
Во время награждения зрителей интриговало присутствие в списке номинантов иногородних лиц. Оказалось, что московский конкурс был объявлен открытым. Правда, соревнование между москвичами и представителями регионов так и не состоялось. На церемонию приехали победители “одноименных” номинаций из Санкт-Петербурга, Тбилиси, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода, с которыми правительством Москвы заключены договоры о сотрудничестве. Так что Москва наградила их своими призами во второй раз.
Средний возраст участников был 40,6 года, а победительницей стала двадцатидвухлетняя Мария Филиппенко, преподаватель латинского языка гимназии 1567. Вот такая статистика! Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев вручил представителю нового поколения учителей самый современный компьютер, а вечно молодая Людмила Гурченко напутствовала победительницу такими словами: “Я со школы помню эти “гнать, держать, смотреть, зависеть…”. С тех пор только и делаю, что терплю, держу, верчусь, завишу… И так вся жизнь во втором спряжении”.
Что ж, это правило и на конкурсе справедливо.
Мария КОЗЛОВА,
Ольга ОГОРОДНИКОВА,
Сергей САФРОНОВ
Si vis felix esse, esto!
Мария Александровна ФИЛИППЕНКО – для учеников, а для нас – просто Маша. Строгая и требовательная на уроке, во “взрослом” окружении она кажется непосредственным подростком. Прыгая в победном восторге на сцене, не стесняясь эмоций, она подарила фотографам удачные кадры. Может быть, рождается новый образ столичного учительства? Если раньше это были мужчина средних лет или женщина бальзаковского возраста, опытные и основательные, то теперь они уступили место раскованной модной девушке, к тому же ведущей молодежной телепрограммы.
– Откуда берутся такие “учителя года”?
– В классе шестом наша учительница мировой и художественной культуры каждую неделю водила нас в Пушкинский музей. На уроках она пересказывала Гомера, Софокла, Эврипида. Тогда я поняла, что буду заниматься этим всю свою жизнь. В девятом классе я поступила, сдав экзамены, в филологический класс 57-й школы (теперь это гимназия 1567), затем на филфак МГУ. Выбрала самое трудное отделение – классическое. Специализируюсь по латинскому и древнегреческому языкам и всему, что с этим связано: искусству, литературе, истории. Уже на втором курсе стала работать, преподавать латынь.
– Что особенного в преподавании латыни?
– У тех, кто начинает учить латинский, существует психологический барьер, что это мертвый язык, вроде как бесполезный. На нем не говорят живые люди, нет такой страны, в которую можно поехать и спросить на местном наречии “Сколько стоит?” На своем первом уроке я пытаюсь такую установку сломать. Дать ученикам почувствовать язык. Замечательно, что нам не надо отрабатывать фонетику, произношение. Мы занимаемся только языком как явлением культуры.
– Как повлияет победа на вашу дальнейшую жизнь?
– Я пока об этом не задумывалась. Известно, что человеку дается, то с него спросится потом. Я очень надеюсь, что моя победа в конкурсе никак не повлияет на отношение с моими коллегами, и учениками особенно. Я надеюсь, что смогу помочь своей школе, развитию классического образования вообще. То есть привлечь внимание к возрождению классических традиций, от которых раньше, когда все читали античных авторов и знали античное искусство, отталкивались в своем самообразовании.
– Представь себя в роли министра образования! Твоя первая реформа?
– Ой, подождите, надо подумать… Конечно, хотелось бы сделать что-то хорошее… Все, точно, я знаю, что бы я сделала! Я ввела бы уроки сексуального образования.
– А почему именно их?
– Мне кажется, что наши школы в целом закомплексованны. Ведь если такой предмет будет преподаваться учителем пластмассовым голосом, оперировать какими-то скучными терминами – это никому не надо. Пусть будет психолог, у которого будет свой кабинет и приемные часы. Пусть к нему на консультацию приходят компаниями, или девочка с парнем, или мальчишки, которым это интересно. Впрочем, наравне с уроками сексуального образования можно было бы вести и Закон Божий.
– У председателя жюри конкурса “Учитель года Москвы”, директора 199-й школы Марии Андреевны Комлевой есть замечательное кредо: “Я счастливый директор московской школы”. Твой жизненный девиз?
– Я подхвачу мысль Марии Андреевны. Естественно, мой девиз – на латинском языке: “Si vis felix esse, esto!”, что в переводе значит: “Если хочешь быть счастливым, будь!”
Дарья Журавленко-Славянская
Анадырь
Какого цвета море
Tак назвала свой урок учитель начальных классов Анадырской базовой школы Марина Сергеевна Аракелянц, готовясь к городскому конкурсу “Учитель года”. Репродукции картин Айвазовского, картины северных морей, выполненные чукотскими художниками, выставка детских книг писателя С.Сахарнова, видеозапись о Чукотке, стенд для коллективной работы – все это быстро настроило ребят из четвертого класса 3-й школы-гимназии Анадыря на встречу с учителем-конкурсантом.
Волнения – позади, урок – впереди. Интегрированный урок чтения и рисования. Разноцветные волны перекатывались, искрились, шумели на экране телевизора, как бы утверждая прочитанное в рассказе С. Сахарнова “Какого цвета море”. Дети находили в рассказе описание всех цветов моря и причин таких изменений. А в музыке “Морской бриз” ребятам слышался шум волн…
Марина Сергеевна предложила ребятам попробовать самим изобразить разноцветное море. Каждый получил “свою волну” – заготовку из ватмана, которую предстояло раскрасить. И вот уже на коллективном стенде одна за другой появляются волны – то бурлящие – синие и серые, то нежные и тихие – розовые и желтые. Шумит море. Жаль, что урок закончился…
Марина Сергеевна Аракелянц, учительница 1-го “Б” класса базовой школы города Анадыря, энергичная, стройная, доброжелательная, всегда подчеркнуто аккуратная. Родилась и выросла в центре Сибири, на берегу великого Енисея, и это, конечно, оставило в характере Марины Сергеевны неизгладимый след. “Мама – из Азербайджана, папа – из Якутии, а я вот русская, из города Енисейска, десять лет как “чукчаночка”, – с улыбкой говорит Марина Сергеевна. За плечами – одно из московских строительных училищ с художественным уклоном, Анадырское педагогическое и уже заочно – Лесосибирский пединститут.
Природа одарила Марину Сергеевну и внешними данными, и большой любовью к детям, и умением понимать прекрасное. В этом учебном году у Марины Сергеевны первый класс – подвижные, громкоголосые, веселые дети. Трудновато было в первые дни, но учительница, применив все свое умение и старание, добилась, что к Новому году класс подготовился к “Празднику первой оценки” и провел его на должном уровне. Администрация и педагоги школы увидели: дети читают и пишут, решают примеры и задачи. Класс умеет учиться! А про свою учительницу ребята рассказали:
– Марина Сергеевна любит детей.
– Любит, когда в тетради чисто.
– Такая фокусница!
– В жизни радостная и добрая.
Возвращаясь к волнующим дням конкурса, хочется отметить еще одну особенность таланта молодого педагога. Вот выставка ее работ: фотографии Анадыря и Чукотки, красочно оформленные наглядные учебные пособия по математике, детские книги местного издания, проиллюстрированные Мариной Сергеевной… И мне захотелось, чтобы первым учителем моей маленькой внучки стала именно она, наша дорогая “чукчаночка”!
Тамара КЛИКУНОВА
Комментарии