В Москве прошел установочный семинар для финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России», который в этом году отмечает свое 30‑летие. Какую роль сыграл конкурс за три десятилетия?
Татьяна СИНЮГИНА, заместитель министра просвещения РФ:
– Безусловно, за 30 лет конкурс подарил нам множество ярких страниц, которые навсегда останутся в истории отечественного образования и будут служить новым поколениям педагогов объективным ориентиром на профессиональном пути. Ежегодно на протяжении трех десятилетий учительское сообщество открывало для страны новые имена и демонстрировало, насколько интересен и многогранен труд человека, входящего в класс, его роль в воспитательном процессе.
Перед нами сегодня стоят глобальные задачи, включая мировое лидерство в сфере общего образования, и конкурс с его масштабами во многом является зеркалом развития нашей педагогической школы. Выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение, повышение престижа учительского труда, распространение лучшего опыта – все эти задачи решаются в рамках конкурсных заданий.
И мы прекрасно видим отклик педагогической общественности, в последние годы мы вышли на охват около 100 тысяч участников со всех регионов страны.
Но самое главное, что «Учитель года» стал поистине народным. Поддержка и сопереживание земляков, когда в адрес оргкомитета из разных уголков страны приходят сотни писем, даже видеоматериалы со словами искренней благодарности участникам, придают конкурсу ту необычайную атмосферу, которая позволяет учителю почувствовать значимость и ценность своего дела, нужность стране и людям. И это дает необычайный стимул к развитию, а значит, наши дети будут учиться по самым высоким мировым образовательным стандартам.
Алихан ДИНАЕВ, победитель конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики:
– Конкурс давно перерос рамки профессионального соревнования, превратившись в настоящее движение. Какое оно?
Во-первых, удивительно масштабное. Ежегодно в конкурсе на всех уровнях принимают участие десятки тысяч педагогов.
Во-вторых, непрерывное. Конкурс, по сути, не начинается и не заканчивается. Он идет постоянно в школах, городах и селах, регионах, в стране в целом, круглый год. А по себе знаю, что он еще активно идет и в домах, и в головах конкурсантов. Возможно, некоторые участники мечтают или сожалеют, что с выступлением на последнем испытании можно будет поставить точку. Но в «Учителе года» нет точек, да и бывших конкурсантов здесь тоже не бывает. Я бы даже сказал, что после конкурса все только начинается.
В-третьих, «Учитель года» стал самым престижным профессиональным конкурсом в стране. Не только из-за масштаба, не только из-за широкого освещения в СМИ. В первую очередь благодаря особому, часто трепетному отношению к нему учителей, директоров, работников образования. И, что особенно важно в России, конкурс позволяет обратить внимание всех, в том числе чиновников, на нашу профессию, наши проблемы.
В-четвертых, «Учитель года» – это мощный инструмент повышения квалификации, школа профессионального роста, которая стимулирует тысячи учителей совершенствоваться в своем предмете, в методике, правовой подготовке, публичных выступлениях. «Учитель года» учит учителей. Возможно, лучше, чем кто-либо или что-либо еще.
Помню, как в мае на форуме в Выборге я увидел незнакомого человека со значком пеликана на пиджаке. Ноги сами направили меня к нему. Увидев моего пеликана, он радостно улыбнулся, и мы проговорили минут десять. «Учитель года» не обычное состязание, где участники – конкуренты, а иногда даже враги. Наш конкурс объединяет, создает особое педагогическое братство, которое сохраняется на долгие годы. Нередко на всю жизнь.
Мы с конкурсом ровесники. Желаю «Учителю года России» радостно отметить и 30‑, и 100‑летие. Если на вековой юбилей заглянуть удастся и мне, я буду искренне счастлив.
Алла ВОЛКОВА, заместитель директора, учитель физики и информатики липецкой гимназии №12 «Гармония», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:
– Я нахожусь в конкурсе уже 16 лет. Сначала была членом группы поддержки конкурсантов из нашей гимназии, в 2015 году стала участницей, а позже членом жюри. Все эти годы конкурс для меня был одним из стимулов к самосовершенствованию. Важно понимать, что конкурс – это не цель всей педагогической деятельности, но он может стать одним из векторов собственного развития.
Учителя года становятся директорами школ, начальниками управлений и министерств. Но важно то, что большинство из них остаются учителями, ведь учитель, который перестает вести уроки, работать с классом, довольно скоро выпадает из реальности. Я до сих пор балансирую между преподавательской, научно-исследовательской и чисто административной деятельностью. Это позволяет любую новую идею моментально апробировать на практике, вовремя понять, в чем ее преимущества и недостатки.
Конкурс «Учитель года» позволяет быть всегда в курсе актуальных тенденций развития образования, в курсе текущих общественно-политических событий. Но знать – это только половина дела. Необходимо действовать. После конкурса я стала активным субъектом системы государственно-общественного управления образованием: участие в общественной экспертизе документов Министерства просвещения РФ, членство в различных общественных организациях, советах, педагогических ассоциациях.
Конкурс «Учитель года» – это важная часть жизни учителя, шагнувшего в него. И я не исключение!
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, заслуженный учитель России, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003:
– После победы в конкурсе для меня началась новая педагогическая и профессиональная жизнь.
Мне кажется, что «Учитель года России» – значимое общественно-педагогическое движение. Потому что кроме самих этапов конкурса, которые проходят в разных городах страны, также проходят встречи, педагогические конференции и мастерские. Я считаю, что конкурс сыграл большую объединяющую роль для педагогического сообщества России. Многие абсолютные победители стали знаковыми фигурами отечественной педагогики. Хотел бы пожелать конкурсу продолжения и развития!
Виктория СТАФЕЙКОВА, учитель начальных классов Толвуйской средней школы Республики Карелия, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018:
– Конкурс «Учитель года» – это уникальная возможность заявить о себе, но не для того, чтобы стать знаменитым, а для того, чтобы достойно выглядеть в глазах учеников, родителей и коллег. Конкурс учит наблюдать и анализировать, а значит, всем его участникам и зрителям предлагает колоссальные возможности для профессионального роста. На площадках конкурса собираются интереснейшие люди, которые умеют, делая свое дело, мотивировать других.
Павел УРАЗОВ, учитель физики Дзержинской школы Каширского района Воронежской области:
– Конкурс «Учитель года» содержит в себе огромный потенциал для педагога. Он дает участникам драгоценный опыт, знакомство с талантливыми коллегами, позволяет учителю увидеть свои слабые стороны и вынуждает его развиваться. Я участвовал в конкурсе в 2017 и 2018 годах, побеждал на муниципальном уровне. Даже бессонные ночи подготовок вспоминаются с улыбкой. Думаю, что каждому учителю нужно обязательно пройти через этот профессиональный марафон.
Комментарии