search
main
0

Учитель года

Гнездо для пеликанов

Наконец-то! Давняя идея “Учительской газеты” о создании школы-лаборатории “Учитель года России” начала воплощаться.

Несколько лет назад наша газета уже присматривалась к одной из школ-новостроек, которыми богато Бутово (Юго-Западный округ Москвы). Теперь нашу задумку подхватили такие мощные структуры, как Московский комитет образования и Сургутская высшая школа-гимназия. Не поверив своим ушам, мы тут же связались с первым кандидатом на пост директора самой необычной российской школы, профессором, руководителем высшей школы-гимназии в Сургуте Валерием Салаховым. Валерий Михайлович развеял все наши сомнения. Уже подбирается подходящее здание в Южном округе Москвы. В марте пройдут консультации с лауреатами конкурса “Учитель года России-99”, а на традиционном слете в Сургуте, который планируется провести летом, – со всеми остальными бывшими конкурсантами.

В случае успеха предприятия в Москве появится средняя школа – основная экспериментальная площадка, а также несколько центров по отработке первой и второй ступеней общего среднего образования.

Варианты привлечения “учителей года” к преподаванию в школе-лаборатории давно обдумывали и журналисты “УГ”, и участники конкурса. Кто-то считал – достаточно взять “пятерки” за десять лет существования “Учителя года” и собрать их в одну “команду”. Другие сомневались – что же получится? Во-первых, не только “пятерка” или “пятнашка” блещет талантами. Значит, надо брать шире. Во-вторых, есть ли смысл отрывать учителя от “почвы” – родной школы, региона, в котором и во многом благодаря которому он сформировался?

Контуры кадровой политики школы “Учитель года”, по словам Валерия Салахова, таковы. Часть учителей придут в штат на постоянной основе. Это прошедшие специальный отбор москвичи и участники конкурса из регионов. Другая часть будет “приходящей”, вернее, приезжающей. Они будут жить и работать в Москве временно – на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Есть планы привлекать на временные стажировки не только участников всероссийского финала, но и вошедших в региональные пятерки педагогов. Известно, что эти достойные учителя часто оказываются вне поля зрения и местных организаторов конкурса, и российских.

Работа предстоит нешуточная. Но как бы ни была сложна организационная и экономическая стороны идеи, немало труда потребует и содержательная часть. Ведь в новом образовательном учреждении будут учиться не манекены для испытаний, а живые дети. Тут будут и обычные общеобразовательные классы, и экспериментальные, где планируется готовить ни много ни мало – научную элиту страны.

Валерий Салахов рассказывает: “Нужно реализовать как можно быстрее концепцию развития образования. Приоритетные идеи – личностно-ориентированное обучение, профильность”. Еще одно направление – дистанционное обучение и экстернат. Сложная структура будущей школы предполагает, что в ней будут учиться не только московские дети, но и школьники из провинции, причем многие смогут стать учениками, не выезжая из дома. Связь школа-вуз в учебном заведении “Учитель года” предполагает не только традиционную подготовку к поступлению, договоры о единых экзаменах, но и такой вариант, когда талантливый ребенок получает среднее образование менее чем за 11 или 12 лет, а в вуз приходит сразу на второй курс. Как видите, основное внимание в школе-лаборатории будет уделено старшей ступени.

Будущее место работы “учителей года” можно также назвать школой-мастерской. Потому что “учителя года” наконец получат “гнездо”, куда можно слетаться не раз и даже не дважды в год, а практически круглогодично. Проводить семинары, слушать лекции “светил” педагогики, встречаться с представителями министерства и профсоюзов, исполнительной и законодательной власти, с управленцами. А самое главное – можно будет отрабатывать лежащие пока “под спудом” идеи – от новой методики преподавания химии до воспитательной системы и модели дифференцированного обучения. Наконец, повысить квалификацию. Планируется также, что школа будет “делиться” преподавателями с коллегами в Москве и других регионах.

Захватывающие дух планы! Когда-то же они воплотятся в жизнь? Валерий Салахов заверил, что уже в 2000-2001 учебном году начнется первый, организационный этап работы. “А потом, надеемся, уже и конкурс “Учитель года России” можно будет проводить на базе этих московских площадок”.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте