search
main
0

Учитель – это образец. Он должен уметь забросить мяч в баскетбольное кольцо, петь и непременно танцевать..

22 года своей жизни Анатолий МАЛЯКИН отдал хореографии. Любовь к народному танцу привила мама, горячая участница самодеятельности. Папа был летчиком в одном из военгородков Украины. Там Толя Малякин с 1952 года, с первого класса, начал танцевать – сначала в школьном кружке, потом в городском ансамбле народного танца. После окончания десятилетки успешного солиста ансамбля Малякина стали наперебой приглашать на работу то Крымская филармония, то профессиональный ансамбль танца в Закарпатье… Талантливый танцор готовился к крупному всесоюзному конкурсу, когда к нему прибежала его партнерша по танцам с новостью: весь город оклеен объявлениями – из Чернигова приехали преподаватели принимать экзамены на заочное в педагогический институт.

Неизвестно как в молодежном коллективе танцевального ансамбля родилась эпатажная идея: попробовать ради шутки всем ансамблем сдать экзамены в пединститут, чтобы узнать, кто сможет пройти по конкурсу. Из всего ансамбля в Черниговский пединститут поступили два человека, один из них – Анатолий Малякин, бывший школьный отличник. Так он стал учителем… на спор. Но это была еще только шутка. Анатолий не мог представить, чтобы его жизнь была связана с чем-то, кроме любимой хореографии. Шутка продолжилась, когда вскоре Малякину предложили выбрать факультет, на котором он хотел бы учиться в институте. Он стал перебирать в памяти своих школьных учителей. Учителя все были хорошие, но почему-то вспомнилась самая строгая – учительница химии. Пусть будет химия. Анатолий написал название факультета и отправился на конкурс танца.

В 1964 году отец Анатолия Малякина демобилизовался из армии, и встал вопрос о переезде семьи на новое место жительства. Выбрали небольшой райцентр Окуловка Новгородской области – мамину родину. Тут выяснилось, что заочник пединститута Малякин обязан устроиться работать на педагогическую должность. Ни в одну из окуловских школ его не брали – ну какой может быть учитель в 19 лет?! Анатолий пошел в школу №2, где когда-то училась его мама, и сказал: «Возьмите хоть дворником… хотя вообще-то я танцор!» Лауреат престижных танцевальных конкурсов начал вести сразу три танцевальных кружка: в школе, Доме пионеров и Доме культуры. В школе ему дали вначале группу продленного дня, затем, отметив успехи начинающего педагога, осторожно позволили ему вести химию в одном классе – седьмом.

Ровно через год ученики Малякина впервые победили на городской олимпиаде по химии и поехали на областную. Тогда на областной стать призерами не получилось, но это произошло в единственный раз. С тех пор более 40 лет ежегодно ученики преподавателя химии Анатолия Михайловича Малякина не позволяют обойти себя соперникам – он воспитал более 200 победителей и призеров областных, всероссийских, международных олимпиад. На самых престижных – всемирных олимпиадах по химии имена учеников Малякина звучали с пьедестала почета трижды: в 1994 году серебряную медаль завоевал Андрей Токмачев, в 1997 и 2008 годах Илья Гребенкин и Юрий Тимченко получили золотые медали.

Химия успеха

Естественно, первый вопрос, который я с величайшим любопытством задала Анатолию Малякину, народному учителю РФ, заслуженному учителю России, – в чем секрет его успеха. Подготовка им невероятного числа чемпионов, системность их побед уникальны, тем более если учесть, что в течение 14 лет Анатолий Михайлович работал в небольшой районной школе, с обычными учащимися. Кстати, лет 40 назад, когда новгородский поселок Окуловка впервые прогремел на всю страну на Всесоюзной олимпиаде по химии, конкурсанты олимпиады в шутку сочинили аббревиатуру ОГУ в подражание знаменитым МГУ и ЛГУ. ОГУ означало «Окуловский государственный университет». Это была последняя шутка на пути становления педагогической карьеры Анатолия Малякина – так судьба объявила ему, что переменила его жизненные планы всерьез и навсегда…

Сейчас Анатолий Малякин работает в средней школе №26 Великого Новгорода, также не имеющей в целом «химического уклона». «Какого-то необыкновенного секрета у меня нет, – отвечает на мой вопрос Анатолий Михайлович. – Занятия с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам могут быть сравнимы со спортом. А спорт – это ежедневные тренировки. В моей работе первый этап – уроки. На уроке нужно дать всем детям глубокие знания, заложить базу, а для этого увлечь, заинтересовать. Например, когда я даю первые уроки химии в 7-м классе, то с помощью ярких опытов представляю химию как науку чудес и говорю детям: «Всему увиденному вы научитесь сами…»

Второй этап – многократные школьные отборочные туры. На них выявляются дети, которые имеют талант и умеют трудиться. С одаренными детьми я занимаюсь после уроков; они знают, что им и дома необходимо заниматься по дополнительной литературе час-полтора практически каждый день. Ведь спортсмен, если пропускает тренировки, теряет форму, не правда ли? И третий момент – системный контроль знаний. У меня своя особая тетрадка есть, где каждая тема контролируется, оценивается. Это целая кухня, система, которая не останавливается ни на один день. Даже летом в пришкольном лагере у нас есть «химический» отряд «Олимпиец». В моих классах сильные ученики работают со слабыми. Каждый уходящий из школы победитель олимпиад готовит себе смену. Среди моих бывших учеников, кстати, много учителей химии, более 30 кандидатов химических наук. Например, Вера Малеева, в прошлом лауреат всесоюзных олимпиад, – ныне преподаватель химии окуловской школы №1, заслуженный учитель РФ, победитель областного конкурса «Учитель года».

Мечты – сбывшиеся и нет

В 2008-м сбылась 40-летняя мечта Анатолия Малякина: выпуск авторского пособия по проведению химических олимпиад в 9-11-х классах. Денежные средства на издание 100 экземпляров двухтомника выделил Комитет образования Новгородской области. В этом издании тренер чемпионов раскрыл все свои секреты… Книгу уже расхватали библиотеки Новгородской области, ее использует областной центр по работе с одаренными детьми, где Анатолий Малякин курирует направление «химия». Очень жаль, что педагог по определению – не PR-менеджер; и Анатолий Михайлович не пытался опубликовать свой труд, который мог бы быть полезен тысячам российских учителей, в центральных издательствах более заметным тиражом.

Все эти 40 лет он педагог, и никто иной. Его приглашали стать директором двух школ, он дважды отказался. «Я бы хотел быть директором, если б мне дали возможность создать школу моей мечты», – вдруг делится Анатолий Михайлович сокровенным. «И какая это была бы школа?» – допытываюсь я. «Школа радости! Вся школа… пела бы и танцевала! На сцене – школьный хор из 150 голосов, а перед хором – ансамбль человек в 50. Это была бы школа… как та, в которой я в детстве учился на Украине!»

Так вот оно что! Значит, не отпускает его первая любовь – танец… Но ведь он с этой любовью и не расставался. Во всех школах, где работал, вел танцевальные кружки; танцевал в новгородском ансамбле «Вдохновение»; был лауреатом областного конкурса песни… «Вы считаете, это обязательно – учителю иметь хобби?» – спрашиваю его я. «Обязательно!!! – восклицает Малякин. – Спортом и интересным делом надо увлекаться, чтобы дети педагогу подражали. Мои ученики толпой бегали смотреть на мои выступления на сцене. А когда я был помоложе и активно занимался спортом, приходя в школьный спортзал, специально брал баскетбольный мяч и бросал его с хороших точек в корзину так, чтобы дети видели. Это не из хвастовства – просто я считаю, учитель обязан быть для учеников образцом во всем, показывать, что человек должен быть всесторонне развит. У меня первый разряд по шашкам, и мои классы всегда устраивали шашечные турниры… Мои ученики спортивные и дружные, как и… их родители. Коллектив родителей тоже необходимо сплачивать; для этого я, например, организовываю для родителей и детей два отдельных «огонька» перед Новым годом».

И еще одна мечта есть у Анатолия Малякина – не мечта скорее, а боль. Он считает, что российские школьники гораздо успешнее выступали бы на мировых олимпиадах, если бы государство лучше финансировало работу с одаренными детьми. Например, участники олимпиад по химии высшего уровня должны знать предметы, которые не проходят в школе, – аналитическую, квантовую химию; им нужна помощь преподавателей вузов, центров по работе с одаренными детьми. Труд школьных педагогов по подготовке одаренных детей малооплачиваемый, держится на энтузиазме. Но обиднее всего невнимание к учителям, готовящим для страны чемпионов. Так, на всемирные олимпиады наши школьники едут без своих наставников. На всероссийской олимпиаде ребенку-победителю вручают памятные подарки, а его педагог «невидимкой» сидит в зале; никто не считает нужным пригласить его на сцену, назвать его имя. Так подумал Юра Тимченко на всероссийской олимпиаде. Поднимаясь на сцену, мальчик обернулся и спросил у Анатолия Михайловича: «А вы?» Педагог ответил: «Юрушка, это моя работа…»

Великий Новгород

Анатолий МАЛЯКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте