О необходимости реформировать педагогическое образование сегодня говорят все, начиная с президента страны и заканчивая родителями учеников, которые надеются, что в школы придут молодые и высокопрофессиональные педагоги. Однако не везде и не всегда педвузы готовы к таким изменениям. Мне повезло побывать и воочию увидеть педагогический вуз, в котором задолго до президентских инициатив на деле всерьез задумались о модернизации педагогического образования.
Для начала здесь объединили все педагогические колледжи и вузы региона в Ассоциацию педагогического образования. Речь идет о Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы. Сегодня это современный центр педагогического образования республики в центре Уфы, поражающий прекрасно оснащенными кабинетами, лекционными залами, лабораториями, видео-конференц-залом, откуда можно вести диалог с любой школой республики.
Возглавляет вуз доктор педагогических наук, профессор Раиль Мирваевич Асадуллин.
– Мы предвидели нынешние проблемы в педобразовании 10-15 лет назад и еще тогда решили, что пойдем по пути объединения педагогического образования, – говорит Раиль Мирваевич. – У нас ведь один Бог – ребенок, мы можем усовершенствоваться и двигаться вперед, если будем усиливать друг друга, а не конкурировать. Мы очень благодарны Президенту и правительству Республики Башкортостан, которые поддержали нашу идею о кластерном образовании.
Два года назад мы по собственной инициативе пригласили к себе ректоров педвузов со всей России и разработчиков нового стандарта. Такой разговор был очень важен, чтобы все ректоры почувствовали – мы одна большая семья, у нас общие цели и общие задачи – сохранить педагогическое образование, которое, по сути, уникально. Я очень уважаю подход к этой проблеме ректора МГУ Виктора Садовничего. Никто не возражает против того, чтобы выпускники классических университетов шли работать в школу, но ведь из них в педагоги пойдут единицы, а учитель – это массовая профессия. Кроме того, не надо забывать, что учитель – это не только человек, обеспечивающий дидактический процесс, это еще и нравственный фильтр общества, создающий настоящую и будущую культуру. Такого специалиста может подготовить только педвуз. Это не означает, что мы против того, чтобы в школу приходили талантливые люди, почувствовавшие призвание работать с детьми, но не имеющие профильного образования. Но, согласитесь, даже тракториста, прежде чем он сядет за трактор, обучают тому, как обращаться с машиной. Как же можно работать с самой тонкой материей – детской душой, не имея о ребенке никаких знаний.
Выпускник педагогического вуза получает специальные психологические, физиологические и методические знания. Он на феноменальном уровне чувствует ребенка. Педвуз – это еще и обстановка профессиональных отношений. Мы с первого курса вовлекаем студентов в работу с детьми, у нас действуют круглогодичные педагогические отряды.
– Вы создали Ассоциацию педагогических вузов. Кто в нее непосредственно входит?
– Два педагогических вуза Башкортостана – наш и Стерлитамакская педагогическая академия, а также 13 педагогических колледжей, институт повышения квалификации, в нашу ассоциацию вошли даже частные педколледжи. Такая ассоциация помогает нам более тесно сотрудничать друг с другом. К примеру, в Стерлитамакском колледже очень хороший худграф, но без нашего художественно-графического факультета, без его научно-методической помощи они бы не состоялись. Кстати, там ведут занятия наши профессора, а ребята, окончив колледж в Стерлитамаке, как правило, потом поступают в БГПУ на художественно-графическое отделение. Мы не дублируем друг друга. Развиваем у себя в большей степени магистерскую подготовку, чем бакалавриат.
– Скажите, как вы относитесь к бакалавриату применительно к педагогическому образованию? Вообще к уровневой системе образования. Согласитесь, не каждый директор возьмет учителя на работу, если у него в дипломе будет записано «бакалавр».
– В выступлениях А.Фурсенко неоднократно утверждается, что бакалавр готовится для определенного широкого сектора экономики и он доводится до уровня специалиста на конкретном рабочем месте. Зарубежная практика и опыт некоторых российских компаний подсказывают нам, что эта так называемая доспециализация возможна через различные формы доучивания бакалавров в специализированных учебных центрах в режиме реальной работы (онлайн), в форме прохождения специализированных долгосрочных и краткосрочных курсов, производственных практик и т. д. В мире, где нет практики специального педагогического образования, выпускников классических и гуманитарных университетов, приглашенных для работы в образовательные учреждения, готовят дополнительно, обеспечивая от 500 до полутора тысяч часов психологической и методической подготовки. Мы считаем, что при вузах должны быть созданы совместные с органами управления образованием, школами специализированные учебные центры доспециализации бакалавров, где в различных – очно-заочной или же индивидуальной – формах, с учетом потребностей республики, города, привлекая широкий круг специалистов, будут готовить квалифицированных педагогов. В БГПУ практически по каждой педспециальности создаются подобные центры, которые интенсивно работают со школами, методическими и научными учреждениями, и будущие специалисты имеют возможность погружения в собственную профессиональную среду начиная с первых курсов обучения в вузе. Однако эту задачу нужно решать централизованно и нормативно закрепить.
– Раиль Мирваевич, педвузы традиционно принято попрекать слабой научной и лабораторной базой. Как у вас с этим обстоит дело?
– У нас есть договор с академическими институтами, наши студенты-химики лабораторные и исследовательские работы проводят на базе двух академических институтов РАН. Есть у нас и собственные лаборатории, кстати, мы один из четырех вузов России после Московского, Санкт-Петербургского, Казанского классического университетов, где осуществляется подготовка генетиков. Мы занимаемся генетикой нормы, то есть не дублируем медицинский вуз. Сегодня детско-юношеские спортивные школы отбирают и тренируют детей, используя наши рекомендации. Сегодня в современную инфраструктуру научно-образовательной деятельности БГПУ входят более 30 лабораторий, ресурсный центр информационных образовательных технологий, издательско-полиграфический комплекс, сеть студенческих учебных фирм и др. Университет создал несколько научных центров совместно с академическими институтами РАН и АН РБ. Среди них Башкирский научно-образовательный центр Уральского отделения РАО, научно-учебные центры УНЦ РАН: лаборатория нанотехнологий, центр химического образования, центр физического образования, центр молекулярно-генетических исследований и многие другие. Такое взаимодействие взаимовыгодно, так как позволяет вузу использовать мощную, прежде всего материально-техническую, базу, оборудование академических центров, которые в свою очередь получают возможность реализовывать свой педагогический потенциал и отбирать талантливую студенческую молодежь. Например, проект исследования электронного переключения в молекулярных наносистемах был поддержан грантом Академии наук РБ и РФФИ. В результате была создана мощная региональная научно-экспериментальная лабораторная база для проведения исследований в рамках приоритетного направления развития науки РФ нанотехнологии. Кроме того, опережающий характер развития науки позволил университету открыть единственное в регионе направление подготовки бакалавров техники и технологии по профилю «Нанотехнология». БГПУ – один из 17 вузов и единственный педагогический университет, ведущий подготовку по данному направлению.
– Получается, что вы ведете подготовку не только по педагогическим профессиям?
– Разумеется, мы развиваем и другие профили, у нас 135 образовательных программ на любой вкус. И этому есть объяснение. Мы уже 10 лет назад предвидели нынешнюю демографическую ситуацию и задумывались о том, как нам сохранить профессорско-преподавательский состав. Мы предвидели оптимизацию школ и соответственно уменьшение потребности в учителях. Как только ситуация стабилизируется, мы увеличим набор на педагогические профили. А так, к примеру, у нас есть параллельно классический дизайн и подготовка учителя изо, на физкультурном факультете готовим не только учителей физкультуры, но и тренеров. Мы не можем растерять наши кадры, у нас остепененность 80 процентов, среди них – 12 процентов профессоров, а это 126 человек , 4 члена-корреспондента РАН работают у нас с магистрами и аспирантами, ведут семинары, читают лекции.
– А какой конкурс в среднем в БГПУ?
– Большого конкурса у нас нет, где-то примерно 3,5 человека на место (есть такие факультеты, где конкурс доходит до 30 человек на место), но суть в том, что мы не набираем абитуриентов вообще. Мы уверены – к нам идут наши студенты. Во-первых, мы заключаем договоры о социальном партнерстве с городами и районами. Подготовили специалиста и возвращаем его на родину. Во-вторых, работаем со всеми школами республики, в каждом районе у нас есть куратор, он регулярно встречается со школьниками, помогает в трудоустройстве выпускников. В районы выезжают и наши профессора, которые там ведут занятия со школьниками и учителями. Вначале, конечно, их было непросто уговорить ехать в отдаленные деревни, да и им самим нелегко поначалу было найти общий язык со школьниками. Однако сейчас все уже привыкли. И теперь профессор знает своего будущего абитуриента в лицо.
Если же говорить о работе с районными отделами образования, то мы заключаем тройственный договор, по которому вуз готовит специалиста, а район его трудоустраивает, дает ему квартиру, помогает создать семью. Вообще мы отслеживаем судьбу практически каждого нашего выпускника, проводим ярмарки вакансий. И потом, программа у нас построена так, чтобы студенты выпускного курса проходили свою преддипломную практику там, куда потом пойдут работать.
– Раиль Мирваевич, педвузы постоянно упрекают в том, что слишком малый процент их выпускников потом идет работать в школу. Сколько ваших ребят становятся учителями?
– У нас есть конкретная цифра – 70,2 процента. Мы, кстати, первыми в России создали центр трудоустройства выпускников, есть у нас и студенческий отдел кадров, мы даем нашим ребятам возможность заниматься репетиторством. Кстати, когда 36 выпускников прошлого года не смогли сразу найти работу, то они обратились за помощью к нам. Мы всех их оформили стажерами, 18 из этих ребят остались в вузе, пятеро нашли работу за его пределами, остальные девушки вышли замуж и ушли в декрет. Так что ни один из наших выпускников не оказался на бирже труда.
– Не секрет, что во многих школах, особенно городских, ставки распределяются между своими педагогами. А молодежь на работу брать не хотят. Вот, к примеру, по Уфе есть вакансии в школах?
– Появляются. Ротация кадров очень большая, ежегодно республике нужно 1200 учителей. А ведь еще нужны педагоги для системы профтеха, для дополнительного образования, наши ребята работают в комнатах милиции. В совокупности нам необходимо в среднем 2000 педагогов, но в республике их выпускается шесть тысяч. Поэтому мы и начали обучать студентов по таким профилям, как культура и искусство, техника и технология, экология и природопользование, юриспруденция, информационные системы и технологии, генетика, дизайн, безопасность жизнедеятельности и др.
Мы также выполняем в числе 7 российских вузов федеральную комплексную программу по созданию программно-методического обеспечения и оказанию содействия Российскому исламскому университету в лицензировании и аккредитации образовательных программ, разработке концепции стандарта и научно-методического сопровождения направления «теология». Также по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации реализуем специальность «юриспруденция» с углубленным изучением истории культуры ислама, готовим специалистов со светским образованием для работы в управлениях по делам религий, религиозных учреждений, так что нет необходимости выписывать специалистов из Таджикистана, Саудовской Аравии или Ирана.
– Раиль Мирваевич, не так давно у вас побывал премьер-министр России Владимир Путин, которому вы показали свой образовательный интернет-портал «Башкортостан». Каковы перспективы у этого проекта? Какова вообще его роль в повышении качества образования в республике?
– Этот портал – уникальный проект. На нем представлены все муниципальные образования, все школы и все учителя, и в нем аккумулирован инновационный педагогический опыт в едином образовательном пространстве.
Портал позволяет решать задачи, связанные с управлением образованием, так как на нем реализована возможность разработки и предоставления каждому участнику образовательного процесса индивидуального инструмента для создания личного информационного пространства.
На сегодняшний день у каждого педагога республики собственная веб-страница не только с личными, учебными, внеучебными, научными, экспериментальными достижениями, составляющими его портфолио, но и данными, необходимыми руководителю образовательного учреждения.
Подчеркну, что портал создан нашими учеными, проректором по информационным технологиям БГПУ Ильей Викторовичем Кудиновым еще три года назад, а вот заявили на всю страну мы о нем только сейчас. Самое важное, что портал – обновляющаяся, саморазвивающаяся структура, он будет дополняться и совершенствоваться, по сути, это виртуальный двойник нашей республиканской системы образования.
Сейчас, кстати, на портале размещено 130 тысяч уроков и 10 тысяч внеучебных мероприятий. Убежден, что портал формирует профессиональный облик учителя, помогает ему стать по-настоящему современным и инновационным, быть в курсе всех образовательных и методических новинок.
Комментарии