search
main
0

Учитель – это начало начал. Зинаида Драгункина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Первое сентября – знаковый день для всей страны. Его встречают с особым волнением, радостью, тревогой потому, что это тоже Новый год. Только учебный. Нет ни одного человека, у которого родные, близкие, знакомые не учились бы в школах, вузах, других учебных заведениях или не работали бы учителем. Каждый человек всю жизнь помнит свою первую учительницу, вместе с которой он сделал первые шаги в огромный мир знаний. Так было, есть и будет всегда. За последние два года содержание образовательной системы серьезно изменилось. Это связано с особым вниманием к ней государства. Школа находится не только в центре его внимания, но и политических партий. Так, по инициативе партии «Единая Россия» был принят ряд законопроектов, направленных на укрепление нашей системы образования.

Национальный проект «Образование» уже имеет серьезные положительные результаты, многое в самом деле меняется к лучшему. В 2007 году из федерального бюджета на национальный проект выделено более 48 млрд. рублей. Оказана поддержка 800 тысячам классных руководителей, талантливой молодежи, которая занимается изысканиями. Причем все эти меры дополнялись значительным региональным софинансированием. Так, 13 субъектов РФ направили в школы 3 млрд. рублей. Более 50 регионов выделили в общей сложности 0,5 млрд. рублей на гранты победителям олимпиад и конкурсов, что в два раза превышает суммы федерального финансирования.

Этот учебный год особенный. В этом году уже все российские школы будут подключены к интернету. Но самое главное, 1 сентября вступает в силу федеральный закон об обязательном всеобщем среднем образовании. Как представителю Московской городской Думы в Совете Федерации, мне особенно приятно отметить, что именно в Москве в прошлом году была восстановлена система обязательного всеобщего полного среднего образования.

В Москве остро стоит проблема воспроизводства трудовых ресурсов для обеспечения социальной-экономической сферы города – около половины занятых в столичной промышленности составляют работники старше 50 лет. Поэтому власти столицы стали уделять огромное внимание развитию системы профессионального образования.

В Москве впервые в Российской Федерации два года назад был принят городской Думой Закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве». По итогам проведенной структурно-содержательной реорганизации профессиональных учебных заведений впервые в Российской Федерации сформирована в региональном масштабе система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений – колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы – основного общего, начального и среднего профессионального образования. Также сформирована система государственно-общественного управления профессиональным образованием. Начали активную работу городской, 10 окружных и 4 отраслевых государственно-общественных координационных совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Значительно расширилась внутренняя инфраструктура самой системы профессионального образования. Созданы такие учреждения, как Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования, Московский дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования, Центр качества профессионального образования.

В сентябре этого года Правительство Москвы планирует принять городскую целевую программу «Рабочие кадры» (Развитие системы начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2008-2010 годы), которая в качестве основных приоритетов выделит четыре направления развития системы профессионального образования города Москвы на 2008-2010 годы:

– развитие материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профессионального образования;

– формирование условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки проектов развития образовательных программ и повышения на основе такого развития качества профессиональной подготовки;

– модернизация нормативно-правовой базы системы профессионального образования, создание правовых условий для привлечения инвестиций работодателей в учреждения профессионального образования;

– развитие системы обеспечения учреждений профессионального образования инженерно-педагогическими кадрами требуемого уровня квалификации.

Самое главное в развитии образования – это люди. Центральной фигурой был и остается учитель. Мы должны заботиться о нем, относиться к его труду с уважением и одновременно повышать его ответственность за результаты деятельности.

В этом году в 21 регионе начинается крупномасштабный пилотный проект по введению новой системы оплаты труда учителей, комплексного развития образования, рассчитанный на три года. Уже на первом этапе проекта планируется повышение зарплаты учителей, обеспечивающих лучшее качество образования. На рабочей встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным 7 августа 2007 года министр образования и науки Андрей Фурсенко заверил, что реально заработная плата учителей, «которые несут основную ответственность и тяжесть, может быть повышена за три года примерно в два раза».

Широкие перспективы открываются перед школьным самоуправлением. Однако новые права накладывают и дополнительную ответственность. Ребята должны осознавать: школа – их второй дом. И то, каким этот дом будет, во многом зависит от них. Чем инициативнее, дружнее будут наши дети, тем интереснее станет их школьная жизнь.

Помочь создать крепкие коллективы в школе могли бы уроки физкультуры, которые, чего уж греха таить, часто бывают скучными, неинтересными, а потому игнорируются учениками. Но, как справедливо отметил В.В.Путин, если не заниматься физкультурой и спортом, то «подползут другие угрозы: наркотики, преступность, пьянство». Уверена, повышение авторитета физического воспитания будет способствовать сохранению здоровья нации.

Важной задачей сегодня является активное вовлечение общественности в управление образованием. Кроме того, необходимо создание системы, отслеживающей качество образования. Как оценить качество знаний учащихся? Сам учитель не сможет сделать это объективно. Сдача независимой комиссии ЕГЭ покажет, какой учитель как научил учащихся, и позволит сделать вывод о том, насколько профессионален каждый учитель и насколько он хорошо учит своих воспитанников. С этих позиций ЕГЭ необходим.

Еще одной серьезной проблемой системы российского образования является чрезмерная учебная нагрузка, угрожающая порой здоровью детей. Я полностью поддерживаю мнение Л.А.Путиной о необходимости снижения школьной нагрузки, которое она высказала в августе при посещении в Сочи детского лингвистического лагеря.

Мы не скрываем, что национальный проект «Образование» сталкивается со многими проблемами. Среди них – принятие с нарушением сроков ряда нормативно-правовых документов на федеральном уровне, что значительно затруднило разработку нормативно-правовой базы на местах. Это и отсутствие четкого распределения полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления в сфере образования. Например, контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на нужды образования муниципалитетам, федеральные органы возлагают на органы управления образованием субъектов РФ, хотя законодательно эта функция за ними не закреплена, что делает такой контроль практически неосуществимым. Важно, что мы знаем эти проблемы, анализируем их причины и вместе можем их решать.

В 2007 году Комитетом по науке, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания РФ было рассмотрено более 30 законопроектов в области образования. Причем ни один из них не остался без замечаний или поправок.

В России идет становление гражданского общества, элементом которого являются благотворительные организации. Они вносят существенный вклад в поддержку семей и детей. Центр народной помощи «Благовест», возглавляемый мной на общественных началах, в этом году направил на оздоровление около 1000 детей. А накануне Года семьи мы впервые направили на отдых несколько десятков семей.

Накануне Дня знаний слово свое прежде всего обращаю к своим коллегам, учителям. Вы решаете важнейшую государственную стратегическую задачу – готовите новое поколение новой, процветающей России. К сожалению, долгое время вы были обделены должным вниманием государства. Сегодня повышение статуса вашей профессии и соответствующая вашему труду материальная поддержка – основные направления национального проекта «Образование». Я надеюсь, вы уже ощутили внимание к учительской профессии, и это будет продолжаться всегда. Хочу пожелать вам успехов, любви к своим ученикам и крепкого здоровья. Помните, что Учитель – это начало начал.

Обращаюсь и к вам, уважаемые товарищи родители. Согласитесь, нет большего счастья, видеть своего ребенка образованным, трудолюбивым, добрым, здоровым. Эта мечта обязательно осуществится, если вы вместе с учителями школ будете активно участвовать в решении общих проблем школы. Не пожалейте сил и времени, чтобы помочь вашему ребенку достойно преодолевать трудности. Желаю вам родительского счастья!

Особо хочу обратиться к студентам и школьникам, ко всем учащимся. Буквально через 5-10 лет вы станете ключевым звеном нашей страны, надеждой и опорой ваших родителей. Сейчас для вас накопление знаний, творческого потенциала важнее сиюминутных развлечений. Быть умным и образованным – это модно всегда. За такими людьми будущее страны и огромные возможности реализации ваших проектов. Желаю вам успешно овладеть знаниями и навыками и быть готовыми решать самые сложные задачи. Учитесь и живите увлеченно!

С новым учебным годом нас всех!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте