Здравствуйте, я методист проекта «Учитель для России», и в июне 2017 года первая когорта выпускников программы, проработав в региональных школах два года, при партнерстве фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и иных частных доноров получила дипломы о переподготовке Института образования ВШЭ в Москве.
Почти все выпускники остались работать в образовании. Кого-то забрали к себе «крутые» частные школы. Кто-то остался работать в региональных школах. Кто-то присоединился к команде проекта в роли кураторов, рекрутеров или продюсеров программы. Кто-то начал делать свои самостоятельные образовательные проекты, например в октябре состоялась презентация и запустился проект по адаптации детей-мигрантов в Калужской области под названием «Одинаково разные». В нашей короткой истории даже есть две административные истории: одному из участников предложили возглавить школу, а другому – стать завучем в сельской школе – партнере проекта, в которой он два года отработал. Первый от директорства вежливо отказался, решив, что пока не готов к такой ответственности, а второй трудится завучем в школе. Очень лестно о проекте в своем интервью образовательному порталу «ПостНаука» высказался кандидат философских наук, академический руководитель образовательной программы «Доказательная образовательная политика» и доцент Института образования ВШЭ Петр Сафронов, в частности, он сказал следующее:- Мы (общество) еще не можем с уверенностью утверждать, что у нас есть понятное представление о том, каким должен быть учитель и как нужно помогать учителю работать в школе, хотя такие инициативы, как проект «Учитель для России», например, уже многое сделал, для того чтобы создать пусть небольшой, но очень весомый вклад в движение формирования новых стандартов учительской профессии.Знаете, в это нетрудно будет поверить, если принять во внимание, что все, что я описал в первом абзаце, – менее четырех десятков человек. Сам проект при этом остается в состоянии развития, изменяется, пробует новые модели того, как из молодых профессионалов из непрофильных вузов сделать профессиональных учителей, которые не сбегут из образования после первых трудностей и которые смогут стать ресурсом для своих учеников.И тут у внимательного читателя может возникнуть справедливый вопрос: это все хорошо, но причем тут Москва, ведь проект ориентирован на регионы? На это я могу ответить, что не просто так я привел слова Петра Сафронова, ведь проект действительно повлиял на понимание, каким должен быть учитель в новом веке, и поднял серьезные вопросы о подготовке учителей, поэтому уже сейчас московские вузы, связанные с образованием, изучают опыт проекта, чтобы перенести и адаптировать некоторые модели подготовки будущих учителей для нашего города. Место столицы в проекте очень значительное: офис проекта находится в Москве, методисты большей частью представлены москвичами, которые так или иначе транслируют московскую педагогическую культуру, полную желания инновации и скорости, и значительная целевая аудитория проекта обучается в московских вузах. Иными словами, по большому счету московское образование является в некоторой степени кровью проекта. Я понимаю, что важные изменения, которые происходят под влиянием проекта, быстрее всего будут восприняты Москвой, поэтому тут между проектом и московской образовательной экспертной общественностью существует партнерство в разных форматах. Не в последнюю очередь мое понимание из предыдущего предложения стоит на представлении о том, что в московском образовании ресурсов больше. И я сейчас имею в виду не деньги, а так называемый эффект большого города, иными словами, сама городская среда образовывает наших учащихся: они имеют более широкий доступ к социально-культурному капиталу, к дополнительному образованию, в том числе бесплатному или очень доступному по московским меркам, к более качественным услугам во всех сферах, к огромному количеству «полезных связей» в плане приобретения новых навыков и нового опыта. Сейчас выскажу спорную, а может быть, и для кого-то острую вещь. Иногда я не могу точно сказать, в чем именно успех московского просвещения – в реально хороших школах, школьных кадрах и их оснащении или в социально-культурном капитале семей. Об этом сильно не задумываешься, глядя на школьников из разных московских школ, чей образовательный разрыв не очень бросается в глаза, но когда видишь разницу между Москвой и провинцией, между социально-культурными средами, школами и учащимися, то осознаешь, насколько большой социальный разрыв и в московском образовании, хотя для сокращения этого разрыва в Москве сделано очень многое. Это заставляет работать над нивелированием этого разрыва в собственной школе: мониторинг образовательных потребностей и адресное предложение дополнительного образования или иной образовательной активности, поощрение проектирования внутри школы и поддержка инициатив учащихся, которые возникли за пределами школы, и просто человеческое отношение к ученикам. Человечность – это то, чему нельзя научить, не показывая личного примера, не применяя ежедневно на практике. Мне верится, что «Учитель для России», если обнажить его суть, – про человечность. И я вижу, что московское образование идет в этом направлении. Денис ЛЮБУШКИН, учитель истории и обществознания школы №2128
Комментарии