В школе можно работать легко, свободно и красиво? Можно, конечно, кто же спорит, да только очень уж это сложно по нынешним временам. Где свобода, а где современный учитель? Откуда взяться легкости, если на педагоге неподъемный груз ответственности и гора бумажных и электронных документов?
И все же, хотя и нечасто, встречаются в школе люди увлеченные и не уставшие от общения с учениками. Они с улыбкой входят в класс, интересно и нестандартно ведут уроки, с юмором воспринимают провокационные выпады учеников и достойно выглядят даже в самых сложных педагогических ситуациях. Может сложиться впечатление, что все негативное, что есть в нынешней школе, их не касается.Как это ни удивительно, встретить редкий вид учителя можно не только среди опытных, авторитетных и заслуженных, как бывало раньше, но и среди молодых. Водятся такие «новые» учителя далеко не везде. Ареал их обитания пока невелик и ограничен ближайшими к столице регионами (Московская, Калужская, Воронежская и Тамбовская области). Но с каждым годом наблюдается заметный прирост популяции, и есть надежда, что молодые энергичные учителя с горящими глазами скоро появятся и в Поволжье, и на Урале, и в Сибири, и даже в Норильске.Кто-то из наших читателей уже наверняка слышал о программе «Учитель для России», учрежденной в 2015 году выпускниками Санкт-Петербургского государственного университета с целью привлечения в региональные школы «свежей крови» – выпускников лучших вузов страны. Для тех, кто не слышал, немного истории.Идея программы зародилась у Алены Маркович и Елены Ярмановой, когда они, будучи еще студентками, узнали о международной модели Teach For All, реализующейся в 45 странах мира. Суть ее в том, что выпускники престижных вузов, пройдя конкурс на участие и специальную подготовку, на два года становятся учителями в школах, где детям требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу – новые кадры. Но не только зарубежный опыт вдохновил энтузиастов-просветителей. В отечественной истории тоже есть достойные примеры того, как желание добиться общественных перемен объединяло талантливых и неравнодушных граждан. Во второй половине ХIХ века образованные люди стремились максимально сократить культурный разрыв с народом, интеллигенция подталкивала правительство к реформированию экономической, политической и социальной сфер жизни общества. Тогда благодаря усилиям прогрессивной части общества появилась уникальная система земских учреждений, в том числе больниц и школ. Программа «Учитель для России» – это тоже своеобразное хождение интеллигенции в народ, но уже на качественно ином уровне. Сходство тем не менее сущностное: 1) инициатива идет не сверху, как сейчас принято, а снизу и поддерживается здоровыми силами общества; 2) программа направлена в первую очередь на преодоление разрыва. То есть школы, в которые направляются новые учителя, выбираются с учетом окружающего социально-экономического контекста (скорее неблагоприятного).«Наша миссия состоит в том, чтобы искать, трудоустраивать и поддерживать людей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом… Мы верим, что в союзе с региональными школами, вступающими с нами в плодотворное партнерство, дети из самых разных уголков России независимо от места своего рождения и стартовых условий будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать самых смелых своих целей» – заявлено в первых строках программы.Благородное начинание получило поддержку социально ответственных бизнесменов (генеральным донором программы стал Сбербанк) и общественных деятелей, связанных с образованием. Помимо прочной финансовой основы проект нуждался в научно-методическом обеспечении, и потребность была удовлетворена – вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ была разработана специальная не имеющая аналогов программа обучения для учителей, совмещающая работу и обучение. Как это выглядит на практике? В начале года все желающие начать жизнь в новом качестве подают заявку на участие и заполняют подробную анкету. Анкеты внимательнейшим образом читают эксперты, они же отбирают лучших (главный критерий отбора на первом этапе – мотивация), с которыми проводится видеособеседование через скайп. Это второй тур отбора. Успешно его прошедшие приглашаются на очный тур, где претендентам предлагается ряд ситуаций, с которыми учителя сталкиваются в школе. Эксперты (а здесь их уже 5-6) смотрят, насколько человек готов к принятию ребенка, насколько он доброжелателен, стрессоустойчив, находчив, открыт. Важна не только эмпатия, но и личность, харизма, способность увлечь. Только после этого отбирается группа будущих участников, которые проходят подготовку в Летнем институте, где, собственно, и проходит основная интенсивная подготовка к работе – будущие учителя встречаются, знакомятся друг с другом, со своими кураторами и наставниками (а все они очень авторитетные и уважаемые специалисты в своем деле). Только летом происходит встреча с профессией, которая будет основной в ближайшие два года. Участники знакомятся с программой, требованиями ФГОС, овладевают методикой преподавания того предмета, который будут вести. Сам предмет каждый из претендентов обязан знать на высочайшем уровне, это непременное условие для участия в программе. В это же время идет знакомство будущих учителей со школами-партнерами, подавшими заявку на участие в программе, – подыскивается будущее место работы. На настоящий момент в программе участвуют 24 школы Калужской области, девять образовательных организаций Воронежской области, 22 учреждения Тамбовской области, три московские и три подмосковные школы. На следующий сезон есть заявки от Пермского края, Оренбургской области, ведутся переговоры с Красноярским краем и Нижегородской областью. То есть география программы будет расширяться. А это значит, выбора у участников будет еще больше, хотя уже сейчас никого никуда не направляют без учета пожеланий. А желания у всех разные: кто-то хочет радикально поменять обстановку и уехать из большого города поближе к природе, для кого-то, напротив, важно, чтобы вокруг была более привычная городская среда и до дома было не слишком далеко. Компромисс находится всегда. В массовых школах, особенно в глубинке, наиболее востребованными являются физики, математики, информатики (робототехники) и учителя английского языка. Но и для всех остальных участников программы работа находится если не по основной, то по смежной специальности. Каждый получает помимо школьной зарплаты (она зависит от нагрузки и региона) еще 20 тысяч рублей стипендии и 15 тысяч – компенсацию расходов на жилье. Овладение профессией не ограничивается Летним институтом, а продолжается в течение всех двух лет. Каждый месяц участники программы приезжают на двухдневные семинары в Москву, это обязательно. Многие вопросы решаются с кураторами в режиме онлайн практически ежедневно. Участник обязан один раз в четверть сделать видео своего урока и послать методисту, который проанализирует недочеты и подскажет, как справиться с ошибками. Раз в полгода участников навещают методисты в школах. Они смотрят все уроки и разбирают их со всех точек зрения. Кроме того, в каждом регионе предусмотрены регулярные встречи участников. Они нужны для обмена опытом и впечатлениями, для обсуждения волнующих проблем. А если человек, тем более приехавший из столицы, избалованный интеллектуальным общением, не может по каким-либо причинам найти общего языка с коллективом? Такой вопрос наверняка появился у читателей. У меня тоже он возник.Ответ дает Олег Федоров, лауреат премий Министерства образования и науки РФ, правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», отвечающий за педагогическую подготовку участников программы:- Очень редко, но такое случается. Несмотря на то что мы с самого начала ориентируем участников на конструктивное сотрудничество с коллективом, на поиск взаимопонимания, иногда возникают сложности. Хотя мы говорим нашим новым учителям, что они идут в школу не для того, чтобы сделать революцию в отдельно взятом учреждении, а для того, чтобы добавить в палитру школы свою неповторимую краску, включить в общий хор свой голос. Если все же доходит до открытого конфликта и никакие меры погасить его не помогают, мы подыскиваем участнику другую школу. Наша задача – помочь человеку справиться с личностными проблемами и остаться в проекте.Конечно, каждый участник сталкивается с теми или иными проблемами, иначе не может быть. Подавляющее большинство успешно их решают. На сайте программы можно прочесть множество подлинных историй, написанных самими участниками или журналистами. Признаюсь, это очень поучительное и занимательное чтение. Импонирует трезвое и ироничное отношение к себе многих участников, никто из них не считает себя героем. Отрадно и то, что школа для них не занимательный квест длиною в два года, а серьезная и ответственная работа. Все они очень добросовестно относятся к своему делу, внимательно и сердечно – к детям. К настоящему моменту через программу «Учитель для России» прошли 170 человек, в основном молодых, хотя программа не имеет возрастных ограничений. Поскольку проект стартовал в 2015 году, есть уже и выпускники. Значительная часть их осталась в образовании. Есть те, кто сегодня работает в команде программы в качестве рекрутеров и кураторов новичков, развивает новые направления. Средний возраст участников первого призыва был 25 лет, сегодня он несколько увеличился – 27-28 лет. Самому старшему участнику 46 лет. Организаторы приветствуют приход в программу людей с профессиональным и жизненным опытом. В том числе и людей с педагогическим образованием, работающих долгое время не по специальности. Есть те, кто по материальным причинам ушел в свое время из профессии, но продолжает тосковать по школе, ибо ощущает нереализованный педагогический потенциал. Такие тоже могут подать заявку и стать участниками.Надо сказать, что и для молодежи с педагогическим образованием двери программы не закрыты. На сегодняшний день треть участников программы составляют именно выпускники местных педагогических вузов (Калужского, Воронежского и Тамбовского). Для школ-партнеров это, кстати, более ценный человеческий капитал, поскольку местные выпускники, скорее всего, не уедут по окончании программы, а останутся в школах.Организаторы программы также приглашают к сотрудничеству опытных методистов и учителей, готовых стать кураторами молодых педагогов. Так что те, у кого есть желание расширить свои профессиональные горизонты, могут найти себя в «Учителе для России».Программа «Учитель для России» – это тоже своеобразное хождение интеллигенции в народ, но уже на качественно ином уровне.Организаторы приветствуют приход в программу людей с профессиональным и жизненным опытом. В том числе и людей с педагогическим образованием, работающих долгое время не по специальности. МнениеВиктор ПОРТНЫХ, директор школы №1 города Острогожска Воронежской области:- Мы довольны программой. У нас второй год работает Юлия Григорьева учителем английского и французского языков. Работает очень успешно. В этом году она стала победителем районного этапа конкурса «Учитель года» и весной будет защищать честь школы и района на областном конкурсе. Мы связываем с ней большие надежды. Первый год по программе работает учитель начальной школы Маргарита Кретова. Она пришла к нам по окончании Борисоглебского пединститута (филиала Воронежского государственного университета), то есть человек не приезжий, а местный. Мы надеемся, что с помощью участия в программе она овладеет всеми передовыми современными методиками и станет проводником новых идей для всей нашей школы. Планируем и дальше сотрудничать с программой. Нам нужны учителя информатики (имеющие опыт в робототехнике) и учителя английского языка. Поэтому будем рады принять новых участников.Оксана ПЕШКОВА, директор белоусовской школы №2 Жуковского района Калужской области:- У нас работают пятеро участников программы: двое – второй год, трое – первый. В целом мы довольны пополнением, хотя, конечно, не всеми в одинаковой степени. Иногда бывают и проблемы. Тем не менее мы, конечно, рады, что в наш коллектив пришла молодежь – влилась «новая кровь». Хотелось бы, чтобы хоть кто-то из них остался надолго, а не ушел по окончании программы, но я понимаю, что это маловероятно. Наша школа очень большая – 1200 учеников, среди них есть дети мигрантов, для которых русский неродной язык. Так что для нас важно, чтобы педагоги относились к делу неформально и были готовы к работе со сложным контингентом, проявляя максимум креатива и желания искать решения непростых задач.
Комментарии