search
main
0

Учите ребенка играть

Мир вокруг нас меняется настолько стремительно, что люди с десятилетней разницей в возрасте порой чувствуют себя представителями разных поколений. Кто-то в двадцать – уже старик, а кто-то в пятьдесят – дитя. Традиционно старческий вздох: «Как время летит!» – сегодня можно услышать из уст студентки. Отец семейства вечером ругает сына за двойку, а ночью сам превращается в ребенка, играя в компьютер. Внук учит бабушку, как пользоваться мобильным телефоном. А чему может научить внука бабушка? Вязать чулок или печь пироги? Кому это сейчас нужно!.. Проблема «отцов и детей»: кто, кого и чему учит в семье – сложна и запутанна настолько, что чем распутывать – легче разорвать. Этот разрыв особенно остро ощущают молодые родители, понимая, что сегодня воспитывать ребенка так, как раньше, невозможно. Тогда как и надо ли воспитывать вообще? Издательство «Дрофа» совместно со специалистами из Московского городского психолого-педагогического университета готовит к выпуску серию пособий для родителей, посвященную как раз проблемам воспитания детей. Первой в этой серии выйдет книга Е.О.Смирновой и Т.В.Лаврентьевой «Ребенок в современном мире». О секретах дошкольной педагогики мы беседуем с одним из авторов пособия, доктором психологических наук, профессором СМИРНОВОЙ Еленой Олеговной.

– Елена Олеговна, почему разговор о воспитании детей нужно начинать с особенностей психологии ребенка? Разве родные мама и папа «по определению» не знают свое чадо лучше любого психолога?

– К сожалению, нет. Именно отсутствие у родителей знаний по возрастной психологии дошкольника зачастую приводит к серьезным ошибкам в его воспитании. Сегодня можно говорить о двух тенденциях воспитания детей, которые имеют место во многих семьях. Первая состоит в том, что родители отказываются собственно заниматься воспитанием. Под воспитанием я понимаю не сообщение ребенку каких-то норм и правил поведения, а определенную педагогическую работу, куда входит игра, общение и т.д. Родители видят свою главную задачу в том, чтобы кормить малыша, покупать ему одежду, игрушки. Потом, довольно с раннего возраста, они начинают водить его в кружки и секции, таким образом, перекладывая ответственность за воспитание ребенка на плечи специалистов. Есть и другая тенденция: родители, озабоченные развитием ребенка, очень рано начинают относиться к малышу как к школьнику, стремясь сообщить ему знания, не соответствующие его возрастным возможностям. Двух-трехлетнего ребенка начинают учить писать и считать, усаживают за стол заниматься. Такие подходы к воспитанию указывают на психолого-педагогическую непросвещенность родителей. Задача серии заключается в том, чтобы познакомить родителей более глубоко и с психологией детского дошкольного возраста, и с различными приемами воспитания детей. В этой серии будут книги и про непослушных детей, и про детей с проблемами в развитии, и по художественному воспитанию, развитию мышления малышей и др.

– Почему именно книга «Ребенок в современном мире» открывает серию книг для родителей о детской психологии?

– В своей книге мы пытаемся объяснить родителям, что ребенок – не стабильное существо: он очень быстро меняется и каждый из этапов его развития требует своих подходов в воспитании. Идею развития принять очень трудно. Родители, считая ребенка «маленьким», «дошкольником», даже порой затрудняются точно назвать его возраст. А ведь одни и те же проявления психики ребенка в 3 года и 7 лет могут расцениваться по-разному. Одно дело, когда трехлетний ребенок не может долго на чем-то сосредоточиться,- это нормально, но когда ребенку завтра идти в школу, а у него совершенно рассеянный взгляд – это уже проблема, которую надо решать. Зная возрастные особенности психики ребенка, родители смогут правильно и своевременно найти нужный подход в воспитании, смогут правильно его развивать. Кстати, развитие зачастую отождествляется с приобретением разных навыков, умений. На самом же деле суть развития – это появление новых интересов, проявление заинтересованности в том, что происходит вокруг. То есть, если у ребенка вдруг проснулся интерес к книгам и он хочет сам научиться читать, это шаг в развитии. Но если вы ему просто сообщили 10 букв помимо его воли – это просто нагрузка на память. Развивать ребенка – значит развивать его активность в освоении окружающего мира, стимулировать его любознательность, фантазию, творчество.

– Чем ребенок в современном мире отличается от ребенка, скажем, советского периода?

– Сегодня в мир современных детей вошли предметы и технологии, о которых их родители даже не подозревали: памперсы, мобильные телефоны, игровые приставки. Очень изменились и детские игрушки под влиянием технического прогресса. Да и отношения между людьми стали другими. В своей книге мы рассматриваем, каким образом технический прогресс сказывается на наших детях: чего нужно избегать, а что использовать или адаптировать.

– Например, телевизор: нужно ли его «избегать» или все-таки можно «адаптировать»?

– Во-первых, родители должны отдавать себе отчет, что любая видеопродукция гораздо меньше развивает ребенка, чем книжки и игры. В игре ребенок сам что-то придумывает и воспроизводит. Когда же он садится перед экраном, он превращается исключительно в потребителя информации. У ребенка формируется пассивное отношение к окружающему миру. Кроме того, довольно быстро вырабатывается телезависимость. Сейчас есть дети, которые в свои три года уже не представляют жизни без экрана: они едят «под телевизор», спят «под телевизор» и т.д. Я бы не рекомендовала родителям разрешать ребенку смотреть телевизор до 3-4 лет: с этого возраста ребенок может осознанно следить за тем, что происходит на экране. Первые фильмы должны быть медленными с хорошо слышным текстом, чтобы ребенок мог понять сюжет и проникнуться его смыслом. После просмотра фильма хорошо бы поиграть с ребенком в этот фильм, почитать книжку на этот же сюжет. То есть должна быть постоянная проработка, проживание какого-то сюжета – тогда просмотр фильма имеет какой-то смысл. Фильмы, и в особенности мультфильмы, с быстрой сменой кадров, где много действия, а мало слов, такие как «Том и Джерри» или даже наш «Ну, погоди!», для маленьких детей вообще не предназначены.

– Коль уж зашла речь о технических средствах развития, расскажите и о популярных сегодня развивающих интерактивных компьютерных играх. Недавно, например, один американский папа запатентовал компьютерную игру для детей от шести месяцев, то есть с того момента, как только ребенок научился сидеть: такая вот кроха за компьютером. Стоит ли умиляться по этому поводу?

– По моему мнению, для ребенка не до шести месяцев, а по меньшей мере до 6 лет компьютерные игры крайне нежелательны. Играя с компьютером, ребенок привыкает действовать по указке и перестает что-то придумывать. Когда ребенок играет с куклой или машиной, он сам решает, что ему делать с игрушкой: поить чаем, укладывать спать или отправиться с ней в путешествие. В компьютерной игре ребенок, как правило, должен выполнять определенные команды и достигать тех целей, которые перед ним поставили. В конечном итоге он становится просто приставкой к самой программе и отвыкает от обыкновенных игр, которые кажутся ему сложными, поскольку требуют от ребенка творчества, самовыражения. Родители, усаживая дошкольника перед монитором, должны знать, что компьютерные игры вытесняют обычные нормальные игры, не говоря уже о гиподинамии, а также о том, что ребенок, играя с компьютером, отвыкает от общения с людьми, ему становится все труднее смотреть в глаза своим родителям и друзьям.

– В таком случае, что вы называете «нормальными играми»? Нужно ли учить ребенка в них играть? И наконец, кто это должен делать? Неужели родитель, купив дочке куклу, должен еще научить ее с ней играть?

– Не просто должен, а обязан. Чтобы ребенок научился хорошо играть, к этому его нужно подтолкнуть. Вот чему действительно надо научить ребенка пораньше! Если вы справились с этой задачей и он в 2-3 года открыл это для себя – это просто как окно в новый мир. Но эта работа – творческая. Она требует от взрослого и выдумки, и фантазии, нужно ведь придумать сюжет игры, чтобы было интересно; и каких-то актерских навыков, например, умения говорить за разных персонажей разными голосами. В нашей книге есть целый раздел «Главное дело дошкольника», где мы подробно рассказываем об игре, приводим классификацию игр. Каждому возрастному периоду свойственны свои игры. Начинается все с простых предметных игр, когда малыш просто звенит погремушкой или катает машинку по полу. От предметных игр ребенок переходит к процессуальным: девочки кормят куклу, укладывают ее спать, мальчик строит из кубиков для машины гараж. А вот когда кукла начала «говорить» или куклы «общаются между собой», начинаются уже режиссерские игры, в которые можно играть и целый день, и даже вернуться к игре несколько дней спустя. Такие режиссерские игры могут быть одинаковы для девочек и для мальчиков, но у мальчиков должны быть мужские роли, например, папы или милиционера, либо водителя машины. Конечно, играть с детьми по книжке не научишься, но родители по крайней мере будут знать, что это нужно делать. При нашем институте, например, есть специальные курсы, где мы обучаем взрослых, в том числе и родителей, играть с детьми. К сожалению, пока очень немногие родители проявляют к этому интерес. Есть взрослые, которые никогда не учили детей играть. Кроме того, мы забываем о том, что раньше, как правило, были старшие дети и в семье, и во дворе. Дети разного возраста играли вместе в парках и на площадках, и младшие перенимали игровые моменты у старших. Настоящая игра требует выдумки, фантазии, творческих усилий. Куда проще дать картинку ребенку и сказать: это большое, это маленькое, это круг, а это квадрат. Тем не менее играть необходимо, потому что без игры дети вырастают неполноценными.

– Есть ли в вашей книге советы родителям насчет игрушек: какие у ребенка должны быть игрушки, должен руководствоваться родитель, покупая ребенку ту или иную игрушку?

– Очень часто родители мотивируют свой выбор игрушки интересом к ней ребенка: ему это нравится, он это захотел сам. На самом же деле у детей нет врожденных предпочтений к тем или другим игрушкам. Детям нравится абсолютно все, что им предлагают. Покажи им монстра или робота – они наверняка его захотят. Этим детским свойством сегодня очень активно пользуются производители игрушек, создавая все новые и новые, более технологизированные «продукты». При этом они совершенно не учитывают ни возрастные особенности ребенка, ни то, как ребенок сможет с такой игрушкой играть. Поэтому большинство новых игрушек совершенно не приспособлено для игры: они все умеют делать сами. А хорошая игрушка должна быть «открыта» для фантазии ребенка, должна обладать возможностью вложения в нее определенных состояний, действий, голоса. Как правило, этим требованиям соответствуют самые простые игрушки. Совершенно неправильно считать, будто одни дети любят простые игрушки, а другие – электронные. Задача взрослого в том и состоит, чтобы привить ребенку любовь к хорошей игрушке. Об этом взрослые тоже узнают из нашей книги.

– Родителей традиционно беспокоит будущее детей. Будущее дошкольника – школа. Расскажите немного о том, кто, как и когда должен готовить ребенка к обучению в школе?

– Я очень рада тому, что сейчас, возможно, и не без участия работников нашего института, «затихла» идея введения обязательного предшкольного образования. Люди, не знакомые с психологией ребенка, не могут понять, почему мы категорически против того, чтобы дошкольников сажать за парты. Кроме того, введение предшкольного образования разрушило бы систему дошкольных учреждений, которая и так сохранилась во многом благодаря энтузиазму работников детских садов. На мой взгляд, сегодня детский сад обеспечивает хорошую подготовку ребенка к школе, поскольку там с детьми работают специалисты, знакомые с возрастной психологией. Что же касается модного сейчас «домашнего воспитания», то по нашим исследованиям дети, которые сидят дома с нянями и зачастую лишены общения с родителями и сверстниками, нередко имеют те же проблемы в развитии, что и воспитанники детских домов и интернатов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте