Согласно исследованиям, проведенным “Лабораторией Касперского”, 85% детей не могут обойтись без гаджетов. Около трети ребят в возрасте 15-18 лет проводят в интернете почти все свободное время. При этом половина признаются, что скрывают от родителей сайты, на которые они заходят, или количество времени, проведенного перед экраном.
Некоторые дети получают собственные телефоны в раннем возрасте (4-6 лет). К 11 годам гаджеты появляются практически у всех. Причины просты: это удобное средство связи, возможность занять ребенка во время поездки в автомобиле или отвлечь, когда взрослые не могут уделить ему внимание из-за работы. Также для смартфонов было разработано множество обучающих приложений.
Если проанализировать активность детей в 2018 и 2019 году, то можно увидеть, что они стали чаще использовать интернет для онлайн-покупок, поиска информации, общения, прослушивания музыки, просмотра сериалов и компьютерных игр.
Однако гаджет – это инструмент, с которым нужно научиться обращаться. Речь идет не о запрете, а о контроле. Но большинство родителей несовершеннолетних детей даже не знают, как это делать.
Взрослых в социальных сетях больше всего настораживают люди, с которыми их ребенок общается. К 11% детей в возрасте от 11 до 14 лет за последний год пытались “втереться в доверие” незнакомые взрослые.
– Если незнакомый взрослый человек пишет с целью познакомиться или выйти на связь и, тем более, пойти на встречу в реальном мире, детям надо всё объяснять. И в сети, как и в реальности, стоит избегать общения с незнакомцами, игнорировать такие сообщения. Очень хорошо, если в вашей семье построены доверительные отношения, когда ребенок может прийти к вам с таким вопросом, – подчеркнул Андрей Сиденко, абсолютный победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2013, эксперт “Лаборатории Касперского” по детской безопасности в интернете.
Сеть таит в себе великое множество угроз: секстинг, овершеринг, кибербуллинг, секты, наркотики, педофилия. При этом родители не всегда верно оценивают угрозы со стороны интернета и компьютера. Большинство называют главной опасностью онлайн-игры. Школьники же отмечают, что они слишком часто натыкаются на контент для взрослых, и считают его настоящей угрозой.
Дети и сами подвергают себя опасности: выкладывают фотографии, на которых можно найти обстановку квартиры, прикрепляют к ним геолокацию, позволяющую узнать местоположение. Эта информация находится в открытом доступе, и чтобы ее получить, иногда даже не надо регистрироваться в социальной сети.
– Хочу обратить внимание, что в социальных сетях существуют гибкие настройки. Практически по всем пунктам и элементам информации, которую может разместить ребенок. Всё нужно закрывать и делать доступным только для друзей, а некоторую информацию вообще только для избранных контактов, с кем вы общаетесь, – рассказал Андрей Сиденко.
По мнению эксперта, ребенок вероятнее послушает совета взрослого, если между ними будут выстроены доверительные отношения. Над этим также стоит работать и, в первую очередь, научиться разговаривать с детьми на равных.
Умение мыслить критически
Если ребенок не готов делиться с родителями своими проблемами или простыми повседневными мыслями, лучший способ обезопасить его – помочь развить критическое мышление.
– Интернет – эта та же самая среда, как и реальность. Но почему-то к выходу туда мы детей не готовим. Более того, большинство родителей вообще не представляют, что это такое, – отметил Андрей Терешко, руководитель направления фронтенд-разработки в компании “Учи.ру”, член управляющего совета МАОУ “Видновская СОШ №11”.
Количество информации в свободном доступе всегда вызывает определенные проблемы. Раньше, когда жесткая цензура отсеивала большинство источников, люди отчаянно собирали целостную картину происходящего по крупицам. Сейчас, когда информации слишком много, картину вновь приходится собирать из крошечных деталей, найденных в разных источниках. Помимо этого правдивую информацию необходимо отличать от фейковой.
Многие заголовки, а иногда и сами тексты написаны на основе постправды. То есть они апеллируют к эмоциональному восприятию в ущерб критическому мышлению и становятся правдивыми уже после прочтения, а не изначально. Взрослые не всегда способны распознать это, а дети – тем более.
Причин для этого много. На наше восприятие, в первую очередь, влияют эмоции, мы склонны верить тому, что подтверждает нашу точку зрения. И конечно информационное поле, которое нас окружает, уменьшает количество доступных альтернативных точек зрения. Помимо этого, постправда опаснее, чем многие полагают. Она способна настроить людей друг против друга, особенно детей, восприимчивых к словам и еще не готовым к правилам взрослой жизни.
– Например, если мы верим, что чего-то не существует, мы найдем в интернете этому массу подтверждений. Вся это информация будет основана на мнениях, а не фактах. Но мы просто поверим и не будем подтверждать или опровергать, потому что люди так устроены, – поделился Андрей Терешко.
Справиться с постправдой поможет критическое мышление. Его развитие переключит восприятие с эмоционального на рациональное и научит детей находить проверенные источники информации.
– Эмоциональный интеллект в контексте критического мышления чрезвычайно важен. Без него мы получим максимально сложного ребенка, который будет подвергать сомнению любое наше слово – а они и так это делают. Если они будут делать это аргументированно, по всем законам диалектики, то мы не сможем общаться с детьми дома и вести у них уроки, – подчеркнул Андрей Терешко.
Критическое мышление заключается в поощрении ошибок, развитии эмоционального интеллекта, социальных навыков и поиске альтернативных своим точек зрения. Каждый человек, овладевший этим умением, сможет отличить факты от мнений, данные – от выводов, а аргументы – от тезиса.
Важно помнить, что ребенок не должен учиться всему в одиночку. Намного интереснее делать это с родителями, что возвращает нас к главному – разговаривайте с детьми на равных, тогда вы сможете выстроить доверительное общение в семье и защитить его от многих угроз.
Комментарии