Пару десятков лет назад лозунг «Учить хорошо – всех и каждого!» был у всех на устах. Понятно, что этому нас обязывал Основной Закон, но вот как без фальши и приписок научить хорошо. Признаемся, что такого механизма не было. Школьный урок не содержал прямой мотивации учащихся и, как правило, включал в себя известную триаду: проверка д/з, объяснение нового материала, закрепление знаний и снова д/з! На волнах пришедшей педагогической перестройки возникло новое течение – инновации.
Важнейшими в этом пространстве оказались педагогические технологии, обеспечивающие сам процесс обучения. В результате появились новые учебно-методические комплекты – УМК. В них значительно изменились подходы, выбор материала. Лучшие учебники оказались менее социально ангажированы. Но сами механизмы освоения знаний, какими являются передовые (традиционные и инновационные) педагогические технологии, в современных УМК так и не представлены. Все по-прежнему отдается на откуп учителю.
Но педагог – профессия массовая. Учитель и столичной, и периферийной школы часто не перестроил свое сознание в русло новых идей. Потому, по сути, результативных прорывов по русскому языку, литературе и другим гуманитарным предметам в школе нет. Наоборот, на наших глазах предметы гуманитарного цикла в частности, литературу, обеспечивающую речевое, мировоззренческое, гражданское, этическое развитие, все более минимизируют. Логика ясна: школьника к пятому классу уже научили читать, он уже сам может выбрать предмет своего чтения. А ведь задача школьного предмета «литература» сформировать особый феномен – культурного или, как сейчас модно говорить, компетентного читателя. Признаемся, что таких в нашей читающей стране почти нет.
В новой серии книг «Гимназия на дому» коллектив, возглавляемый М.Г.Беловой совместно с издательством «Дрофа», создали УМК «Русская литература» 5-9-е классы. Уже вышли в свет первые книги комплекта – «Русская литература. 5 класс» (учебное пособие и две рабочие тетради). Авторы прежде всего заботятся о мотивации читательского интереса школьников, стимулируют желание ребят разгадать тайну страны Литературия, войти в виртуальный мир литературных произведений и мир фольклора. Ребята, работая с УМК, который состоит из двух учебных книг и двух рабочих тетрадей, не только формулируют свои читательские задачи, составляя Декларацию читателя, но и проделывают цепочку обучающих действий: сами составляют вопросы, читают, рисуют, исследуют тексты, создают свои проекты. Эти действия детей не отданы на откуп обучающей стороне, они последовательно прослежены и сформированы в рабочей тетради, которая не является, как это обычно бывает, украшающим или развлекающим дополнительным элементом, а имеет чисто обучающую функцию. Ученик, работая с текстом учебного пособия, переходит в рабочую тетрадь, выполняет исследовательские задания, снова возвращается к пособию, сравнивая свои выводы с УМК. Постепенно вырабатывается своеобразный алгоритм работы с художественным произведением.
Заветная мечта учителя – иметь исчерпывающее пособие, помогающее учебные знания и умения перевести в ранг навыков. «Русская литература. 5 класс» из новой серии «Гимназия на дому» является учебником нового поколения именно потому, что включает не только содержательные, но и технологические инновации и помогает гарантированно освоить сложные читательские компетенции: и планирование, и описание обучающих действий с местом, оставленным для их выполнения, и итоговые работы, и основные алгоритмы по литературе в УМК для 5-го класса по литературе – здесь есть все. По этим учебникам можно заниматься даже самостоятельно. Каждый среднестатистический ученик может выйти на гимназический уровень. Это и есть подлинная цель обучения литературе.
И последнее: все учебные книги созданы в соответствии с действующими стандартами литературного образования.
Маргарита НАДЕЖДИНА, методист кабинета русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Комплект УМК «Русская литература» отличают следующие качества:
прямая обращенность УМК к ученику и учителю;
наличие в УМК исследовательских и обучающих заданий, которые школьник может выполнить в учебном пособии и в рабочей тетради;
интересная подача материала, включающего фантазию детей, стимулирующего его последовательные действия в выполнении заданий;
наличие вопросов и упражнений, адаптированных к возрасту ребенка, постепенное наращивание их сложности;
наличие самых разнообразных системных заданий, упражнений, тренингов, тестов, данных в системе, их последующий самостоятельный контроль, предусмотренный в УМК;
замечательная возможность системно формировать сначала пропедевтическое представление о литературном процессе, затем представление о стадиальном эволюционном развитии литературного процесса;
формирование компетентного читателя, ответственно выбирающего предмет своего чтения;
исчезновение страха перед белым листом бумаги, умение выразительно говорить;
безупречное типографское качество текстов и художественных иллюстраций;
возможность универсального использования УМК как в домашнем обучении репетиторами, родителями, так и в школе;
пронизанность передовыми технологическими приемами, использование возможностей индивидуальной, парной, групповой работы, исследовательской и проектной деятельности.
Комментарии