search
main
0

Учить, воспитывая одаренных

​Особенно актуальным для учителя развитие творческих способностей становится в системе работы с одаренным ребенком.

В настоящее время существуют две диаметрально противоположные точки зрения: одни утверждают – все дети одаренные, другие – одаренность встречается крайне редко. Эту альтернативу снять крайне легко, если принять, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, а актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. Одаренным можно считать того ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Причем одаренность – это системное качество. В данном случае система не подобна комплексу, то есть сумме компонентов. Система подразумевает процесс интеграции, обладая, таким образом, новым свойством по сравнению со свойствами входящих в нее компонентов. Традиционно в педагогической практике выделяют три подхода в работе с одаренными детьми: информационный, проблемный, деятельностный. Под информационным подходом понимают расширение и углубление знаний учащихся по предмету. Большинство учителей в педагогической практике используют этот подход, думая, что, ориентируясь на сильного ученика, необходимо расширить рамки программного содержания учебного материала. Проблемный подход подразумевает использование задач, позволяющих поставить ученика в ситуацию умственного затруднения. Возможность умственного развития учащихся методами проблемного обучения в основном используется не полностью и зачастую сводится к решению задач повышенной сложности и подготовке к олимпиадам. Деятельностный подход – наиболее продуктивный подход в работе с одаренными детьми, ведь социальный смысл одаренности заключается в гарантии творчества. Талантливые люди знамениты не суммой знаний и умением быстро отвечать на сложные вопросы, а созданными творениями. Креативная деятельность ребенка – наиболее оптимальный путь становления в человеке творческого потенциала. В наше время, когда неуклонно возрастает объем информации, большое значение приобретают умения учащихся продуцировать новые идеи. В решении этих задач большое значение имеет проектная работа. Эта область деятельности позволяет ученикам стать создателями нового продукта, самостоятельно определив формы, методы и сроки, так как для проведения такой работы нет жесткой программы и четких границ. Проектная деятельность развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. При организации проектной работы необходимо проанализировать следующие моменты: опыт учащихся, их интересы, потребности, мотивацию, уровень знаний. В дальнейшем важно не сузить исследовательское поле и не упростить для учащихся задачи проектной работы. Типология выбранного проекта может быть самой различной. Определив типологию выбранного проекта, необходимо детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Для участников проекта, на наш взгляд, возможно ограничиться и тремя этапами работы: организационно-подготовительным, технологическим и заключительным (презентативным). Качество выполняемого проекта будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта. Наиболее значима в этом процессе творческая составляющая, для развития которой в методе проектов предоставляются широкие возможности. Как правило, большинство учеников привыкли к стандартным действиям на уроке: заучиванию правил и определений, пересказу текста, составлению плана, заполнению таблиц, решению задач по алгоритму. Не случайно так невелик процент учащихся, участвующих в различного рода проектах. Достаточны ли знания и умения ребят в предметной области для выдвижения интересных гипотез и проблем – это постоянный вопрос, который просматривался в работе с учениками. Оказывается, что скорее да, чем нет, что не хватает лишь творческой активности в работе. При создании проекта важно не просто иметь багаж знаний и умений, необходимо еще активизировать свою потенциальную одаренность, способную подвигнуть на создание творческого продукта.Обратившись лицом к конкретному человеку, а не к среднестатистическому учащемуся, проектная технология ориентирует школьного учителя на личностный подход в учебно-воспитательном процессе. Такой подход не случаен, так как только индивидуализация позволяет оптимизировать создание проекта таким образом, что появляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ребенка. Не секрет, что среди учеников нам приходится видеть интеллектуальных бездельников, умеющих, но не желающих учиться. Причина такого явления порой заключается в том, что обучение потеряло сокровенный смысл, превратившись в сообщение определенных знаний. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если вернуть ему сакральный смысл и сумму теоретических знаний рассматривать как фундамент для собственного творчества. Создание разных по форме и содержанию творческих работ с использованием интеграции различных дисциплин позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, помогает подготовить их к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию у них активности, инициативности, изобретательности, находчивости, ответственности, познавательных и практических умений. В проектной технологии заложены огромные возможности для развития креативной деятельности не только ученика, но и учителя. Задача педагога состоит в том, чтобы по возможности ненавязчиво выявлять и развивать творчество участников проекта и собственные возможности. Это значит, что педагогический процесс должен стать действительным процессом общения, взаимодействия педагога и формирующегося человека. В отличие от классно-урочной системы в проектной деятельности проще создать атмосферу процесса взаимодействия ученика и учителя, то есть атмосферу сотворчества и сотрудничества. Здесь осуществляется диалог педагога и ученика, общение становится поистине глубинным, а взаимодействие рефлексивным, выступая на службе безусловным ценностям творческого становления человека, раскрытию личностного потенциала, служению добру, красоте, истине. Р.ФАНДО, доктор биологических наук, директор школы №197

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте