К федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы люди относятся весьма неоднозначно. Однако никто не отрицает, что лежащая в его основе деятельностная парадигма обучения ориентирует педагогов на поиск иных, более передовых и эффективных подходов, нежели простое насыщение детей знаниями. Единственное, что волнует большинство, – какую из многочисленных методик, технологий и систем выбрать, коль скоро все они заявляют о своей уникальности. На этот вопрос РАО дает однозначный ответ: требованиям ФГОС в полной степени отвечает системно-деятельностный подход, разработанный Людмилой ПЕТЕРСОН.
На днях в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла XVI Всероссийская конференция Ассоциации «Школа 2000…». Делегаты из разных регионов страны в деловой и творческой обстановке обсуждали механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе подходов, разработанных Людмилой Петерсон еще в середине 90-х годов прошлого века.Стоит отметить, что методика Петерсон у многих учителей ассоциируются только с преподаванием математики и исключительно в контексте начальной школы. Однако, как показывает практика, в нее заложены гораздо более емкие и перспективные принципы, которые можно гармонично встроить в систему образования, начиная от детского сада и заканчивая старшей школой. Причем охвачены могут быть абсолютно любые дисциплины, от русского языка до физической культуры. – Сейчас очень сильно возросли запросы родителей, повысились требования к ученику, все хотят, чтобы дети были активными и любознательными, – рассказывает заведующая череповецким детсадом №88 (Вологодская область) Наталья Поступинская. – А созданная специально для дошколят программа Людмилы Петерсон «Мир открытий» как раз позволяет воспитывать в ребенке не только ум, но и коммуникабельность, творчество, инициативу – качества, которые в будущем помогут ему развиться и стать активным учеником и гражданином. – Все наши ученики успешно овладевают материалом, и когда идут в 5-й класс, они явно выделяются на общем фоне, – поддерживает коллегу учитель начальных классов прогимназии №1667 из Зеленограда Ольга Романовская. – Поэтому наших детей охотно принимают в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением различных предметов. В Ярославле с Ассоциацией «Школа 2000…» сотрудничают уже более 13 лет. По словам методиста городского центра развития, завуча школы №27 Татьяны Текнеджян, количество учителей, заинтересовавшихся этой технологией, постоянно растет. – Это стало особенно заметно именно сейчас, когда люди наконец смогли убедиться: с помощью программы Людмилы Петерсон реализовать требования ФГОС и подготовить ребенка к обучению в средней школе заметно легче, а результаты более стабильные и высокие, – говорит Татьяна Текнеджян. – Люди видят, что, освоив технологию, они решают целый ряд проблем, связанных с предметным и метапредметным подходом, формируют необходимые навыки, умения, а также формируют творческую личность. Однако не все так радужно и гладко. Как выясняется, системно-деятельностный подход порой встречает не только пассивное, но и активное противодействие, причем в лице тех, кто, казалось бы, наоборот, должен его всячески пропагандировать. – Мы неоднократно пытались сотрудничать с московскими педвузами, но они и не пытаются давать своим студентам новые педагогические технологии, – жалуется преподаватель московского педколледжа №13 имени С.Я.Маршака Ирина Шабанова. – Более того, когда к ним поступают наши выпускники, ребятам приходится даже умалчивать о том, что они владеют знаниями и навыками в рамках программы Петерсон, потому что к ним начинают относиться предвзято. И причина, увы, банальна: просто преподавателям не хочется ничего менять в своей десятилетиями отработанной системе. Справедливости ради стоит отметить, что желание ничего не менять может быть объяснено и невозможностью самостоятельно освоить все тонкости методики Людмилы Петерсон. Для этого необходимо не просто проштудировать методические материалы, но также посетить обучающие курсы в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». А ведь не каждое учреждение может позволить себе командировать директора, завуча и педагогов, поэтому количество членов ассоциации меньше, чем могло быть. Поэтому руководству министерств, департаментов и комитетов образования имеет смысл рассмотреть этот вопрос, чтобы помочь всем желающим повысить свой профессиональный уровень. Тем не менее на сегодняшний день система институтов повышения квалификации не способна в полной мере удовлетворить запросы педагогического сообщества в плане полноценной подготовки учителей к работе по методике Петерсон. Однако существуют альтернативные варианты решения этой проблемы.Подробнее об этих вариантах – на сайте www.ug.ru
Комментарии