Как известно, впервые активно о повышении самостоятельности бюджетных учреждений было заявлено в приказе Министерства финансов РФ №209 от 18 августа 2005 года в целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса в рамках проводимого в 2005 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Уже тогда потребовали от регионов, в том числе и Москвы, желающих принять участие в конкурсе субъектов, выполнения целого ряда критериев для оценки уровня управления региональными финансами, где основным условием для учреждения было самостоятельное распоряжение бюджетными средствами.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
В законодательных документах, в том числе и в Законе города Москвы «О развитии образования» образовательные учреждения были признаны юридическими лицами с предоставлением права самостоятельного осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательное учреждение – юридическое лицо, самостоятельно осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, имеющее самостоятельный баланс и лицевой счет.
Руководители учреждений в соответствии с нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» имеют право создавать бухгалтерскую службу учреждения или передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.
Бюджетный кодекс (статья 162) также предусматривает, что получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет самостоятельно либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).
Централизованные бухгалтерии создавались в 60-е годы как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти и органах местного самоуправления в целях повышения эффективности учета за счет проведения одним платежным документом необходимых платежей за все обслуживаемые учреждения, что, безусловно, ограничивало возможности руководителей в распоряжении средствами.
На современном этапе реформирования бюджетной сферы, введения нормативного подушевого финансирования, предоставления руководителям учреждений права распоряжаться выделенными бюджетными ассигнованиями, а также привлекать внебюджетные средства для финансирования учреждений, ранее действовавший порядок утрачивает свою актуальность.
В настоящее время мы переживаем переходный период со всеми его сложностями и недостатками.
Для руководителей учреждений процесс вхождения в самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности крайне непрост, как и изменение функций централизованных бухгалтерий в части усиления планово- экономической работы, которая должна осуществляться на основе обязательного анализа реальной потребности учреждений в финансовых средствах и ожидаемого исполнения сметы в течение финансового года, а также совершенствования методической работы со стороны централизованных бухгалтерий. Кроме того, необходимость перехода учреждений на самостоятельный баланс продиктована в том числе и развитием налогового законодательства.
Так как прежде действовавшие документы, регламентирующие численность работников централизованных бухгалтерий, в результате изменившихся условий труда, сплошной компьютеризации утратили свою значимость, а новые нормативы отсутствуют, ныне действующие штатные расписания утверждались Департаментом в индивидуальном порядке и не отражают на сегодняшний день процесса выхода учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского учета. В среднем, исходя из количества учреждений, подведомственных окружному управлению образования, штатная численность работников проверенных централизованных бухгалтерий составляет от 0,7 единицы (Южный) до 0,9 единицы (Северный, Северо-Западный) на одно учреждение, независимо от формы организации финансово-хозяйственной деятельности.
Как видно из таблицы 1, централизованные бухгалтерии – это достаточно крупные по штатной численности учреждения, имеющие опытных, квалифицированных специалистов, работающих под руководством высокопрофессиональных главных бухгалтеров. Им под силу все. Была бы воля в поступательном движении для решения проблемы самостоятельных учреждений по мере их готовности.
Анализ фактического использования выделенных штатных единиц централизованными бухгалтериями, проверенными в 2007 и I квартале 2008 года, показал, что штат централизованных бухгалтерий укомплектован от 45% (Северный) до 62% (Юго-Западный). Фонд оплаты труда вакантных единиц направлен на доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, надбавки стимулирующего характера, премирование работников.
Все это диктует необходимость структурных изменений централизованных бухгалтерий, тем более что все большее число руководителей учреждений хотят и могут самостоятельно заниматься всеми вопросами ведения финансово-хозяйственной деятельности.
На примере шести окружных управлений, где проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности (Северный, Северо-Западный, Южный, Юго-Западный, Центральный, Западный), следует, что из 2318 учреждений самостоятельное ведение бухгалтерского учета организовано в 673 учреждениях, или в 29% от общего количества учреждений. Для 253 учреждений (10%) в финансово-казначейских управлениях Москвы открыты лицевые счета по учету средств бюджета, но ведение бухгалтерского учета осуществляется сотрудниками централизованных бухгалтерий, то есть финансовая самостоятельность этих учреждений имеет «виртуальный» характер.
(См. таблицу 2.)
В результате централизованные бухгалтерии обслуживают 253 учреждения (так называемых виртуальных) и 1392 учреждения, не имеющих собственных лицевых счетов, что в целом составляет 1654 учреждения (70%), которые пока не готовы к финансовой самостоятельности в силу инертности руководителей, проблем с бухгалтерскими кадрами.
(См. диаграмму.)
Переход на так называемую виртуальную самостоятельность фактически увеличивает документооборот централизованных бухгалтерий, так как у каждого учреждения должна быть своя чековая книжка, своя кассовая книга, кассовые отчеты с приходными и расходными кассовыми документами, свой журнал – ордер по всем счетам, баланс по каждому учреждению со всеми приложениями, со всеми записями по всем счетам, отчеты во внебюджетные фонды по каждому учреждению по месту их регистрации и так далее.
В основном, как показали проверки, открытие самостоятельных лицевых счетов учреждениями осуществляется без оформления разделительных балансов, многие документы ведутся так, как и прежде, когда учреждение находилось на централизованном обслуживании: заработную плату получают в банке работники централизованной бухгалтерии по общему чеку на все учреждения, в том числе и на «виртуальные», книга депонентов, которую они ведут, общая, журнал расчетов с дебиторами-кредиторами – общий и т.д. Вот таким образом не должно было быть изобретено «виртуальности», так как это искажает само понятие самостоятельности руководителей и лишает их возможности осуществлять быстрый и постоянный анализ финансового состояния своего учреждения. Руководители 253 учреждений, уже имеющих самостоятельные лицевые счета в ФКУ, в первую очередь должны осуществить переход на реальную самостоятельность.
Как положительный пример перехода учреждений на самостоятельный баланс можно привести Южный округ, где наибольшее число учреждений 422 (то есть 82%) осуществляют самостоятельно финансово-хозяйственную деятельность. Главный бухгалтер Т.Дюжова проводит целенаправленную систематическую работу по подготовке учреждений и переходу на полную финансовую самостоятельность. Но и в этом случае статистические данные говорят о трудностях перехода. За восемь месяцев 2007 года 59 учреждений округа ушли на самостоятельный баланс, но в то же время 16 учреждений не смогли самостоятельно решить финансовые и кадровые вопросы, поэтому вернулись на обслуживание в централизованную бухгалтерию. Сегодня в 422 учреждениях округа предусмотрен штат бухгалтерских работников в количестве 1310 единиц (в среднем по три единицы на учреждение) плюс штат централизованной бухгалтерии – 316 ставок, в итоге ведение финансово-хозяйственной деятельности обеспечивают 1626 единиц с фондом оплаты труда по штатным расписаниям свыше 14,0 млн рублей в месяц. На первый взгляд, в общем эти средства значительные, но в среднем на учреждение приходится 30 тысяч рублей в месяц.
Таким образом, за счет пересмотра штатной численности и фонда оплаты труда учреждений в целом по окружным управлениям образования, централизованных бухгалтерий, решение вопроса для выделения фонда оплаты труда бухгалтерских работников вполне реально.
Однако это не влияет на средний размер заработной платы конкретных сотрудников, так как уровень оплаты бухгалтерских работников в образовании значительно отличается от других сфер деятельности, что однозначно усложняет проблему подбора кадров.
Все это говорит о том, что структурные и функциональные изменения должны сопровождаться изменениями штатной численности ЦБ.
Все сказанное в равной степени относится к централизованным бухгалтериям №14 (главный бухгалтер Сергей Руденко) и №15 (главный бухгалтер Алла Малахова), обслуживающим учреждения городского подчинения и имеющим сегодня, в отличие от окружных бухгалтерий, соответственно 71 и 65% учреждений, работающих на полной финансовой самостоятельности.
Структурно централизованная бухгалтерия №15 имеет помимо этого 2 группы учета (зам. главного бухгалтера ЦБ №15 Наталья Серегина и Татьяна Капнулина), которые обслуживают 81 учреждение, находящееся на полной финансовой самостоятельности уже не первый год, из них 78 учреждений профобразования.
(См. таблицу 3.)
С 2007 года в сметы всех учреждений городского подчинения включены ассигнования по всем направлениям расходов, за исключением капитального и текущего ремонта, приобретения оборудования по городскому заказу, оплате коммунальных услуг. В некоторых окружных централизованных бухгалтериях в сметы учреждений для казначейства включены либо средства на оплату труда и социально защищенные статьи, либо дополнительно к ним еще на некоторые направления (связь, транспорт, канцелярские и хозяйственные расходы), по мере приобретения опыта работы учреждений в условиях самостоятельного баланса перечень направлений расширяется.
Но и для централизованных бухгалтерий, обслуживающих учреждения городского подчинения, остается актуальной проблема совершенствования планово-экономической работы, которая в условиях финансовой самостоятельности учреждений становится ведущей.
Поэтому целесообразно отдельно рассматривать перспективы развития и использования кадрового и материального потенциала централизованных бухгалтерий №14 и №15 в условиях дальнейшего выхода учреждений на самостоятельность, исключив существующую некую раздробленность на группы учета.
Нельзя не сказать о том, что, несмотря на большую работу по повышению профессионального уровня бухгалтерских работников учреждений самостоятельного баланса, которую проводит Департамент и окружные управления, к сожалению, нарушения различного характера в организации финансово-хозяйственной деятельности именно в учреждениях самостоятельного баланса, конечно, имеются, иногда серьезные. Это отмечено в колледже художественных ремесел №59, колледже музыкально-театрального искусства №61, Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» Северо-Западного округа, детском доме №21 Южного округа и других. В школе-интернате №102 городского подчинения, ранее обслуживаемой централизованной бухгалтерией №14, второй год нет главного бухгалтера, трижды произошла смена главных бухгалтеров в школе №422, школе-интернате №32 городского подчинения.
Допущенные руководителями учреждений и сотрудниками централизованных бухгалтерий нарушения указывают на необходимость организации в текущий момент в централизованных бухгалтериях внутреннего финансового контроля, выполняя свои прямые функции по положению о ЦБ.
Однако есть много примеров, когда руководители, в том числе и учреждений городского подчинения, приняв на себя функции менеджеров образования, неплохо справляются с финансовой самостоятельностью.
В течение нескольких лет стабильно работают, самостоятельно осуществляя ведение финансово-хозяйственной деятельности, руководители и главные бухгалтера учреждений городского подчинения школ №№137 (директор Наталья Мручко), 368 (директор Алла Кухтинская), гимназии №1503 (директор Стелла Цимбалюк), лицеев №1501 (директор Наталия Рахитова) и 1502 (директор Владимир Чудов), детского сада №754 (заведующая Ольга Манухина), педагогических колледжей №1 (директор Андрей Савельев) и №5 (директор Маргарита Леонтьева); общеобразовательных школ Юго-Западного округа №№1981 (директор Александр Чермошенцев), 117 (Ирина Бабурина), детского сада №767 (заведующая Маргарита Коновалова), общеобразовательных школ Южного округа №№427 (директор Наталья Гаврикова), 540 (директор Наталья Абраменко), 932 (директор Елена Милюкова), д/дома №18 (директор Сергей Кухарь), ДОУ №№1234 (директор Галина Федорова), 2374 (заведующая Нина Лагутина).
Идея финансовой самостоятельности, рационального хозяйствования заложена и в концепции подушевого нормативного финансирования. К сожалению, на сегодняшний день еще несовершенна нормативная база подушевого финансирования, что дает возможность финансовым комиссиям окружных управлений образования вносить произвольные корректировки в объемы нормативного финансирования подведомственных учреждений.
Например, за счет сокращения нормативного финансирования ряда образовательных учреждений возмещаются фактические затраты на содержание других учреждений. В Северо-Западном окружном управлении образования уменьшено нормативное финансирование 34 учреждений на сумму 96,2 млн руб., в Южном – 14 учреждений на 1,7 млн рублей, в Юго-Западном – 7 учреждений на 38,6 млн рублей. В Центральном за счет уменьшения нормативного финансирования 89 общеобразовательных учреждений (62,2% от общего количества учреждений) на общую сумму 145,5 млн рублей (8,3% от нормативного финансирования) было произведено увеличение норматива 53 учреждениям на общую сумму 119,4 млн рублей и оплачены работы по опрессовке отопительной системы, аварийно-восстановительным работам на сумму 25,4 млн рублей и 0,7 млн рублей на приобретение мягкого инвентаря.
(См. таблицу 4.)
Анализ структуры норматива, проведенный в ходе ревизий, показал, что основная доля приходится на оплату (от 77,3 до 95,3%) и на оплату услуг по содержанию имущества (18,8-63,3%).
(См. таблицу 5.)
Отсюда можно сделать вывод, что одновременно с совершенствованием методики расчета норматива мы должны нацеливать руководителей на рациональное использование имеющегося норматива, сокращение доли оплаты труда.
Я считаю, что для реализации прав образовательных учреждений на получение бюджетного финансирования исходя из финансового норматива затрат нужно определить полномочия финансовых комиссий Департамента образования и окружных управлений образования в распределении средств бюджета между подведомственными учреждениями, обеспечить возможность обмена опытом руководителей образовательных учреждений и главных бухгалтеров, работающих на самостоятельном балансе, через комплекс мероприятий, включающих проведение «круглых столов», деловых игр, дней открытых дверей, организовать пропаганду, помощь и методическую поддержку перехода учреждений на финансовую самостоятельность, в том числе в «Учительской газете-Москва», в методических изданиях Департамента образования, на сайте Департамента образования.
Выступая в преддверии текущего учебного года, министр образования и науки А.Фурсенко отмечал, что министерство настоятельно рекомендует всем школам открывать собственные лицевые счета, видя в этом и один из способов решения проблемы поборов, прозрачности расходования средств, но одновременно признавая, что это не только свобода, но и ответственность, к которой готовы далеко не все директора. В Департаменте образования выход определил один: учить директоров науке управления.
Нина НОСКОВСКАЯ, начальник контрольно-ревизионного управления
Комментарии