В современный век молниеносного информационно-технического прогресса только ленивый не слышал о важности инженерного образования, о национальной технологической инициативе (НТИ) и о новых методах практико-ориентированного подхода к изучению точных наук. Как учить главному в новых реалиях?
С приходом в нашу повседневность дистанционного обучения многие учителя задумались о том, насколько традиционно используемые источники информации и сама механика учебного процесса актуальны. Неужели классические понятия «учебник», «лабораторная работа» да и, собственно, «учитель» теперь будут заменены электронными платформами дистанционного обучения и автоматическими проверками?
В поисках ответа на этот вопрос весной минувшего года мне посчастливилось зайти на сайт издательства «Экзамен». Полюбившиеся многим поколениям учителей и учеников учебники физики издательства «Дрофа» теперь издаются именно «Экзаменом». Новые учебники сохраняют преемственность по отношению к ранее выпускавшимся учебникам А.В.Перышкина. Это значит, что если ученик изучал физику в 7‑м и 8‑м классах по учебникам издательства «Дрофа», то в 9‑м классе он может спокойно заниматься по учебнику издательства «Экзамен». Это несомненный плюс.
Для удобства организации своей работы с ребятами 7‑9‑х классов и качественной подготовки выпускников к сдаче ОГЭ я искала хорошие электронные формы учебников. Приятно удивил тот факт, что на сайте издательства мне удалось скачать и установить цифровые версии учебников всем известного и уважаемого А.В.Перышкина совершенно бесплатно. Причем установка оказалась быстрой и простой как на домашний персональный компьютер, так и на планшетное устройство.
При первом же знакомстве с пособиями невозможно было не отметить – эти учебники сохраняют все лучшее, что было и есть в учебниках известного автора, зарекомендовавших себя на протяжении многих десятилетий, но даже при беглом рассмотрении видно, что форма и содержание значительно переработаны и усовершенствованы.
Как пишут сами авторы, в основе лежат оригинальные тексты самого А.В.Перышкина, но я сразу отметила, что по сравнению с предыдущими изданиями этих книг содержание дополнено новой актуальной информацией о достижениях в науке и технике, красочными снимками с современных телескопов и т. д. Лабораторных работ также стало больше, что наверняка порадует не только любого учителя физики, но и ребят. Вспомнить только, с каким энтузиазмом они всегда реагируют на то, что на уроке запланировано выполнение «опытов» – лабораторной работы.
Изучив содержание учебников более досконально и сравнив его с актуальным на данный момент кодификатором ОГЭ, я обратила внимание на то, что структура учебника полностью ему соответствует, а значит, мне как учителю не придется искать дополнительную литературу, которую я порекомендую для изучения теории при подготовке к экзамену в 9‑м классе своим ученикам, – все собрано в одной линейке пособий.
Приятно удивили и новые рубрики. Например, короткие рассказы об ученых не просто расширяют кругозор учеников, но и играют важную воспитательную роль в процессе обучения в целом, через призму предмета. Рубрика «Для любознательных» поразила своей красочностью и современностью. Здорово, что ребята, держа в руках бумажный учебник издательства «Экзамен» или же используя его электронную версию, имеют возможность работать с достоверной и качественно представленной информацией о современных достижениях в науке.
Так, например, один из рассказов рубрики «Для любознательных» посвящен адронному коллайдеру. Наконец, рубрика, которая без преувеличения меня приятно поразила, – «Развиваем критическое мышление», ведь именно критическое мышление уже давно входит в топ любых списков важнейших навыков современного человека.
Каждому учителю сегодня ясно – нет никакого смысла в вызубривании формул, законов и определений, если за ними не стоят понимание и умение использовать полученную информацию, проверять ее, анализировать и синтезировать. Рубрика «Развиваем критическое мышление» содержит задания, подразумевающие активную работу ребят с разными источниками информации и подготовку ими аргументированного ответа. Это, без сомнения, навык, который уж точно пригодится в жизни.
Ни для кого не секрет, что с приходом в нашу жизнь «экранов» увеличилась доля ребят, у которых визуальный канал восприятия значительно доминирует над аудиальным. Учебники физики для 7‑9‑х классов А.В.Перышкина издательства «Экзамен» очень красочные, выглядят современно. Цветовая индикация разделов делает работу с пособиями приятной и полезной.
При беглом знакомстве с учебниками становится очевидным, что содержание переработано.
Так в учебнике для 7‑го класса мы снова находим отсутствующий в предыдущих изданиях параграф «Скорость движения молекул и температура тела». Думаю, коллеги согласятся с тем фактом, что в логике изложения материала по теме «Строение вещества» этот параграф играет существенную роль.
Вызывающее у ребят затруднение формулирование закона Архимеда теперь в явном виде есть в соответствующем параграфе «Закон Архимеда». Кроме того, одним из ключевых понятий в физике вообще является понятие энергии. Именно с механической энергии начинается тесное знакомство семиклассников с этим понятием.
В представленном учебнике, на мой взгляд, очень удачно темы «Кинетическая энергия» и «Потенциальная энергия» разделены в два разных параграфа, что позволяет учителю варьировать способы прохождения этих тем – на одном уроке в крупноблочной системе или же выделить на каждую тему по одному уроку в календарно-тематическом планировании.
Невозможно было не обратить внимание на появившуюся в разделе лабораторных работ тему «Определение работы и мощности при равномерном движении тела». Аналогичное задание ребятам часто приходится выполнять во время основного государственного экзамена по физике.
Если говорить об учебнике для 8-го класса, первое, на что я обратила внимание, – в раздел «Для любознательных» ввели информацию о понятии напряженности электрического поля.
На мой взгляд, очень уместное дополнение, ведь к этому времени ребята имеют представление о поле гравитационном, а значит, можно не откладывать в долгий ящик сравнение этих двух таких близких полей – гравитационного и электростатического – и рассмотреть силовые характеристики каждого из них хотя бы на качественном уровне. Это подготавливает почву для изучения электромагнитных явлений в 9‑10‑х классах.
Расширился и раздел оптических явлений. Если раньше с явлением полного внутреннего отражения знакомились лишь те, кто продолжил обучение в 11‑м классе, то теперь этот материал гармонично вписывается в логику 8‑го класса – опять же в разделе «Для любознательных». Фотоаппарат, волоконная оптика – то, с чем однозначно полезно и интересно ознакомиться современному школьнику.
В раздел с лабораторными работами добавлено четыре новых работы: «Наблюдение за нагреванием и кипением», «Изучение последовательного соединения проводников», «Изучение параллельного соединения проводников», «Изучение электрического двигателя (на модели)».
Учебник для 9-го класса особенно преобразился. Его содержание дополнено параграфами «Свойства механических волн», «Фотоэффект. Понятие о квантах», «Цвета тел». Особенно меня удивила вторая в этом ряду тема. На мой взгляд, ее понимание лежит на временной шкале не ранее 11-го класса, но, внимательно изучив материал параграфа, я убедилась, что материал изложен доступным и интересным для девятиклассников языком.
Кроме того, в рубрике «Для любознательных» встретится информация о спектральном анализе, эхолокации. Появился красочный и увлекательный раздел, посвященный астрономии. Что особенно радует – большое количество красочных фотографий, полученных с помощью современных телескопов.
Такая подача темы не просто увлекает, но и впечатляет ребят. Раздел лабораторных работ тоже стал богаче. Появились работы «Связь скорости и пройденного пути при равноускоренном движении», «Изучение закона сохранения энергии», «Наблюдение дисперсии света при прохождении его сквозь трехгранную призму».
Скачанные с официального сайта и установленные на свои устройства электронные формы учебников мы с ребятами с радостью использовали и во время дистанционного обучения, и после – различные модели смешанного обучения приобрели новые акценты. Например, богатство лабораторных работ в цифровой версии учебников позволили ребятам лучше подготовиться к выполнению аналогичных заданий в классе – так мы организовали обучение по модели «перевернутого класса».
Даже ребята, которые ранее испытывали трудности с выполнением лабораторных работ в классе по причине того, что не успевали выполнять этапы алгоритма, теперь справились на ура, потому что уже усвоили последовательность действий в интерактивной лабораторной работе.
Большое количество видео и интерактивных моделей значительно упрощает труд учителя в поиске наглядного и качественного материала, иллюстрирующего традиционно сложные для восприятия ребятами темы. Вспомнить только, как на пальцах приходится объяснять тот же дефект масс, энергию связи ядра…
Представленные учебники позволяют решить и эту проблему. Кроме того, 3D-модели приборов выглядят настолько реалистично, что устройство, например, металлического манометра можно легко изучить и понять, используя только лишь один учебник. Нельзя не отметить и интересные упражнения, которые, сохраняя традиционно качественное содержание, приобрели новую интерактивную форму.
Например, для понимания различий в понятиях «путь» и «перемещение» достаточно предложить ребенку задание из электронной версии учебников. «Перетаскивая» векторы, он может получить ответ к задаче эмпирическим путем, а затем проверить его традиционным математическим вариантом решения.
Работой с учебниками и я, и мои ученики остались очень довольны. Язык не поворачивается сказать, что бумажный учебник – устаревшая форма представления информации. Яркими, умными, полезными и современными – именно такими предстали передо мной учебники физики для 7‑9‑х классов А.В.Перышкина издательства «Экзамен». Уверена, что коллеги также по достоинству оценят эти книги, ведь разнообразные приемы работы с ними обязательно приведут к успеху ваших учеников.
Дарья РОГОВА, учитель физики высшей квалификационной категории, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Дона»-2018, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, директор МАОУ «Школа №39» г. Ростова-на-Дону
Комментарии