БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) (в 12-летней школе)
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) в 12-летней школе является основным государственным нормативным документом. Он разработан на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) с 1999/2000 учебного года (приказ Министерства образования РС(Я) # 01-06/879 от 22 сентября 1999 г.), “Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)”, принятой Всероссийским совещанием работников образования (январь 2000 г.).
Структура Базисного учебного плана, состоящая из инвариантной и вариативной частей в условиях отсутствия утвержденных государственных стандартов дает возможность сохранить единое образовательное пространство России и раскрыть своеобразие истории и культуры народов Якутии, географии и экологии республики.
Набор образовательных областей остается инвариантным и представлен следующими областями: “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология”. Инвариантная часть республиканского Базисного учебного плана обеспечивает реализацию не только федерального, но и национально-регионального компонента.
Предмет “География” занимает промежуточное положение между двумя образовательными областями и является одной частью двух образовательных областей: с одной стороны, образовательной области “Обществознание”, поскольку раскрывает социально-экономическое положение общества, а с другой – образовательной области “Естествознание”, так как рассматривает территориальное положение.
Национально-региональный компонент представлен:
1) в образовательной области “Культура” компонентами “Ураанхай саха огото” (“Дитя природы”), “Уроки предков”, “Национальная культура”;
2) в образовательной области “Филология” – компонентами “Родной (русский, якутский, эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский) язык”, “Родная (русская, якутская, эвенская, эвенкийская, юкагирская, чукотская) литература”, “Якутский язык как государственный” (для I-VII русскоязычных классов, согласно статье 27 “Закона о языках в РС(Я)” и “Закона об образовании РС(Я)”).
Образовательная область “Филология” реализуется в трех вариантах, обусловленных особенностями языка обучения в общеобразовательных учреждениях республики: для школ с якутским языком обучения, для школ с русским языком обучения и для школ малочисленных народов Севера;
3) в образовательной области “Физическая культура” – компонентами “Юрюн Уолан” (ОБЖ); в образовательной области “Технология” – “Сатабыл” (трудовое обучение для мальчиков), “Кыыс Куо” (трудовое обучение для девочек);
4) по образовательным областям “Обществознание”, “Естествознание”, “Искусство” национально-региональный компонент представлен интегрированными курсами (10-15% учебного времени, отведенного на изучение образовательных областей).
На основании Указа Президента РС(Я) М.Е.Николаева # 672 от 3 февраля 1999 г. “О мерах по поддержке детского спорта в Республике Саха (Якутия)” количество часов, отводимое на освоение образовательной области “Физическая культура”, установлено не менее 4 часов в неделю с I по XI класс.
Вариативная часть Базисного учебного плана (школьный компонент) позволяет решать вопросы дифференциации обучения. За счет часов вариативной части можно вводить курсы, учитывающие специфику образовательного учреждения в городе или на селе, образовательные потребности отдельных групп учащихся. Это такие курсы, как основы рыночной экономики, философия, основы фермерского менеджмента, прикладная экономика, риторика, экология, агробизнес, этика и психология, культура речи, народные промыслы и др.
Кроме того, по усмотрению администрации общеобразовательного учреждения, возможно использование часов вариативной части для усиления предметов или курсов инвариантной части республиканского Базисного учебного плана.
Ввиду того что в общеобразовательных учреждениях РС (Я) изучаются два государственных и пять официальных языков и культура народов Якутии, устанавливаются нормативы максимальной нагрузки учащихся, соответствующие нормативам СанПиН при 6-дневной неделе (с учетом 4 часов физической культуры).
Деление классов на группы осуществляется:
а) при наполняемости 20 и более человек в сельских и 25 и более человек в городских учебных заведениях:
– по русскому языку в I-XII классах с родным (нерусским) языком обучения;
– по информатике и основам программирования;
– по иностранному языку в V-IX (X-XII) классах;
– по якутскому языку как государственному в I-VII классах с русским родным языком обучения и школах малочисленных народов Севера;
– во время проведения практических занятий по физике, химии;
б) независимо от наполняемости:
– по физической культуре с VIII по XII класс на группы юношей и девушек;
– по трудовому и профессиональному обучению в V-XII классах на группы мальчиков и девочек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также деление на группы в начальных классах при изучении иностранного языка.
Республиканский Базисный учебный план ориентирует общеобразовательные учреждения на использование здоровьесберегающих технологий, т.к. одна из его основных задач – предупреждение учебной перегрузки учащихся.
Комментарии