Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества, оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности такой взгляд обманчив, это сложнейшее из дел.
«Простое» воспитание – это целое искусство. Детей не надо воспитывать, с детьми нужно дружить. Воспитание и образование – это двусторонний процесс. Дети могут очень многому нас научить.
Дошкольное образование – это нулевая ступень в становлении личности. Важен не сад, а личность воспитателя.
Воспитатель выстраивает с ребенком экологические отношения через эмпатию. Воспитатель становится значимой фигурой для ребенка. И у ребенка образуется к нему привязанность как к человеку, который входит в круг общения ребенка, потому что они будут проводить очень много времени вместе.
И этот круг общения включает в себя кроме мамы, папы и значимого воспитателя коммуникацию со всеми ребятами в группе.
Труд воспитателя кропотливый и каждодневный, требующий самоотдачи, терпения и бесконечной любви. Нужно научиться хорошо видеть и слышать и молниеносно реагировать.
С первых дней жизни ребенка его родители (бессознательно) задумываются о его будущем.
Внимательно наблюдают за интересами и увлечениями чада, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Это система мероприятий, которые направлены на выявление личностных особенностей, интересов и способностей детей.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Это помогает расширять у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать отношение к труду. Формирование идет посредством игры.
Антон Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет на работе».
Основная цель ранней профориентации заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.
Таким образом, главная задача воспитанников детского сада в ознакомлении с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу реализации своего трудового пути.
В этом году воспитанники школы №2031 приняли участие в Московском детском чемпионате KidSkills, чемпионате рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников. Наш комплекс представил 5 команд, три из них – в компетенциях «Флористика» (5‑7 лет), «Парикмахерское искусство» (5‑7 лет), «Поварское дело» (5‑7 лет) – вышли в полуфинал.
Дети и воспитатели очень долго готовились к этому ответственному мероприятию. Много времени и сил было потрачено на подготовку.
Наши воспитанники были уверены в себе, в своих знаниях, умениях, и результат был оправдан. Хотим обратить ваше внимание, что компетенции, выбранные воспитанниками, – это одни из самых востребованных профессий нашего времени.
Может, профессии, которые они представляли на конкурсе, – это начало их профессионального пути, первые шаги в профессии, которую они выберут! KidSkills дает детям возможность ознакомиться с профессиями и сделать что-то своими руками. Вспомните, как это радует в детстве – собрать первую ракету или испечь пирог. То, что необходимо в этом возрасте.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
А в чем же заключается работа воспитателя? В ежеминутном проживании с ребенком детства. Закрепляет и направляет ребенка к светлому будущему, к самому истоку. Это невидимая работа, которая приводит к гармоничному результату. Это прежде всего образ мыслей и поведения. Это чистота во всем и отсутствие чрезмерности. Есть ценности, которые воспитатель никогда не предаст. И хочется всматриваться, вслушиваться…
Римма ЛАТЫШЕВА, Оксана ТИМОШКИНА, воспитатели школы №2031
Комментарии