search
main
0

Учимся вести диалог

И анализировать чувства

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности будущего педагога. На этом формируются основополагающие принципы программы курса «Психология человека» для 10‑го педагогического класса школы №1034.

Преподавание курса психологии в педагогическом классе определено учебным планом школы и является учебным предметом, формируемым за счет часов школьного компонента. На реализацию курса отводится один учебный год (34 часа).
Программа курса охватывает все основные разделы общей психологии, а также некоторые вопросы социальной и возрастной. При формировании программы было определено 5 разделов, при этом 30% учебного времени отведено на активные формы работы, в связи с тем что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют обучающимся получить обратную связь, сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.
Раздел «Введение» в количестве 3 часов традиционно посвящен основным понятиям психологии и методам исследования в психологии.
Раздел «Позна­вательные психические процессы» в количестве 11 часов обеспечивает получение знаний об особенностях функционирования различных психических процессов и о самом себе. На занятиях раздела обучающиеся знакомятся с основными познавательными процессами и методиками их оценки. Так, десятиклассники работают с методиками исследования различных психических процессов: методикой исследования избирательности внимания Мюнстерберга, методиками диагностики памяти, мышления и воображения. Особый интерес вызывают методики исследования общих способностей и интеллекта. В программу входит знакомство с классическими методиками исследования интеллекта: тест Векслера, прогрессивные матрицы Равена, тест общих способностей Г.Айзенка, тест интеллекта Р.Амтхауэра.
Раздел «Эмоционально-волевые процессы» в количестве 6 часов предусматривает раскрытие сведений об эмоциях, воле, стрессе и факторах, его вызывающих. Большое значение придается волевым процессам в структуре личности и методам воспитания и самовоспитания воли как важного компонента психики. Кроме этого, в данном разделе предусмотрено практическое занятие по разбору методик работы со стрессом.
На изучение раздела «Психология личности» отводится 12 часов. Рассматриваются классические понятия «человек», «личность», «индивид», а также структура личности по К.Рубинштейну в русле отечественной психологической школы. Больший объем учебного времени отводится на изучение темперамента и характера. Обучающиеся знакомятся с опросником по определению темперамента Г.Айзенка, методикой многофакторного исследования личности Р.Кеттела (обзорно), опросником Г.Шмишека (акцентуации характера), а также с тестами по оценке самооценки и уровня притязаний.
На занятия раздела «Психологические концепции» отводится 2 часа, которые посвящены краткому обзору истории развития зарубежных теорий психологии (от бихевиоризма до гуманистической психологии) и отечественной школы психологии.
Основные разделы заканчиваются обобщающими занятиями, которые называем «Педагогический анамнез». На таком уроке предлагаем десятиклассникам определить цель изучения раздела, составить графы, описать свои действия в процессе обработки учебной информации и написать мини-эссе «Мое отношение к проблеме».
Полагаем, что разработанная программа позволит сформировать у обучающихся представление о науке психологии, ее роли в профессиональной подготовке будущего учителя. Немаловажное значение имеет приобретенный опыт самопознания и рефлексии для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного развития старшеклассника. Реализация программы дает возможность обучить приемам психологического тестирования, анализа полученных результатов и использования их при выполнении индивидуального учебного проекта или исследовательской работы.

Наталия МЕКЛЕР,
методист школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина, кандидат биологических наук;
Оксана КУЗЕМА,
учитель химии школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте