search
main
0

Учимся сами, учим детей и родителей. Создается правовое поле Москвы

Многие педагоги, школьная администрация, руководители органов образования уже давно поняли, что без гражданско-правового образования выпускники школ не смогут благополучно вписаться в современные рыночные условия, что в стране с развивающейся демократией невозможно жить без знания своих прав и обязанностей, без участия в жизни общества и государства. Об этом шла речь на городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового образования в школах Москвы». В планах «Столичного образования -5» намечено создание правового поля.

Ирина Козленко, ведущая конференции, заведующая лабораторией правового образования, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, открывая совещание, подчеркнула, что на подобных встречах стало хорошей традицией первое слово предоставлять руководителю того образовательного учреждения, в котором они проходят.

Поэтому первой выступила директор школы №769 Валентина Рыжова, отличник народного просвещения.

Экспериментальные площадки

По мнению Валентины Николаевны, гражданско-правовое образование имеет большое значение для дальнейшего развития правового государства, становления рыночной экономики.

– Современная школа ориентирована на профилизацию, то есть направлена на определенные профессиональные компетенции. Для решения этих требований наша школа обладает всеми необходимыми качествами и условиями. Созданы профильные классы. Школа работает в режиме полного дня. Учащимся предлагается углубленное изучение дисциплин: экономики, права, социологии, политологии, информационной технологии, математики. Именно тех предметов, которые необходимы для современного выпускника. Создана система непрерывного экономического образования. Дети с первого по одиннадцатый класс изучают экономику. С 8-го класса ее проходят в углубленном варианте. Кроме того, есть сеть элективных курсов. В школе действуют 29 объединений дополнительного образования, которые расширяют знания учеников, развивают творческие способности, помогают их социализации.

Социальный заказ сегодня направлен на предоставление широкого спектра образовательных услуг. Ребятам дается возможность выбирать один из видов образования, в том числе и предметы, которые, по их мнению, им особенно пригодятся в будущем.

У нас сложились широкие внешние связи. Вот уже много лет школа сотрудничает с Московским городским педагогическим университетом, с факультетами педагогики, социологии, математики, информатики. Другой партнер – Московский городской технический университет имени Косыгина. Установлена тесная связь и с техническим училищем №5, где ребята будут бесплатно учиться шитью и вязанию, а выбравшие социально-экономическое направление получат знания по бухгалтерскому делу, оператора ЭВМ. Налажены связи с Московской промышленной академией. Недавно старшеклассники встретились с представителями кафедры мировой экономики.

Работают четыре экспериментальные площадки. Это научно-методические основы преподавания курса «Право», разработка и апробация программы «Основы предпринимательской деятельности»; совершенствование форм организации образовательного процесса по индивидуальным учебным планам, «Северо-Западный округ – научное будущее России». Здесь прежде всего имеется в виду социальное проектирование.

Валентина Николаевна отвечает на вопрос, почему правовое образование и воспитание являются потребностью времени: изменились социально-экономические условия, нормативно-правовая ситуация в России, происходит кризис в духовно-нравственной сфере. И все это более жестко требует от каждого гражданина действовать в рамках правового поля, в рамках установленного закона.

– Поэтому основной нашей задачей мы считаем формирование правосознания в процессе правового обучения, в развитии правовой культуры детей. Уверена, что в ближайшие годы необходимость в правовом образовании возрастет.

Это курс специфический

О формировании самостоятельного предмета «Право» в работе городской экспериментальной площадки говорил заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор Московского института открытого образования Сергей Козленко.

– Мы попали в противоречивую ситуацию. С одной стороны, на самом высоком уровне предлагают бороться с правовым нигилизмом. (Это проблема исторически-ментальная, значит, она очень глубоко сидит в сознании людей.) С другой стороны, мы не видим реализации решения Московской мэрии, которое было принято в 2004 году «О введении самостоятельного предмета «Право». В то же время в разные периоды разными отраслевыми министерствами предлагались от 10 до 12 предметов, которые, по их мнению, следует преподавать в школе.

В нашем базисном учебном плане есть эта дисциплина? И да, и нет. Модуль «Право» изучается в составе обществознания. В нашем базисном плане при профилизации старшей школы появляется особая возможность в преподавании тех предметов, которые недостаточно были представлены в основной школе, в частности, право.

Курс «Обществознание» может изучаться в двух вариантах. Это вариант интегрированного курса, где право и экономика внутри, и в то же время есть возможность по решению администрации школы вывести эти курсы как самостоятельные предметы. Право может изучаться 34 часа – по одному часу в неделю, а в профильных классах – по 4 часа в неделю. При всех имеющихся сложностях наблюдается тенденция к увеличению часов по праву. Изучение его продолжается и после уроков. Это отражено и в большом количестве учебных книг.

Нынешний федеральный перечень учебников включает 18 допущенных и рекомендованных пособий для курса «Обществознание» в основной школе и 15 – для старшей. В каждом из них есть модуль «Право». Сегодня особо выделяются учебники, выпускаемые издательствами «Просвещение», «Грант», «Русское слово», «Вита-Пресс».

Профильные школы – новый этап в развитии преподавания права. Привлекаются новые авторы. Нередки случаи, когда известный ученый садится вместе с методистом-учителем, и это считается благотворным сотрудничеством. По мнению Сергея Ивановича, главное сегодня – определить место предмета «Право» среди школьных дисциплин. Считается, что учитель истории при наличии 50 минут свободного времени легко овладевает новым предметом. Одновременно в стране идут два процесса – это исчезновение подготовки учителей обществознания в высшей школе и общее укрепление обществознания, более того, придается ему большее значение. Нельзя представить себе отсутствие математического факультета в вузе, когда математика изучается в школе, это абсурд. Вести право, так же как и обществознание, нельзя без специальной глубокой подготовки. Все привыкли к тому, что учитель истории заодно должен быть и социологом, и политологом, и еще хорошо знать психологию, основную составляющую курса «Право». Это очень специфический курс. Он с трудом поддается упрощению, язык здесь должен быть четким, точным, даже в определенной мере сухим, чтобы не допустить искажения сути, содержания.

Нынешние ученики довольно легко усваивают знания по праву, экономике, нежели их родители и сами учителя, потому что для взрослых, живших при плановой экономике, рыночная была резко отрицательным явлением. Когда на уроке идет речь об особенностях рынка, ребята их хорошо понимают, потому что знают, что такое рынок переходного периода, а их родителям здесь не все ясно. Сейчас ученики изучают то, чего они не знают. Наступает эпоха, когда яйца начинают учить курицу, а она этого не хочет.

Право – специфический предмет, и многое зависит от того, кто его преподает и по какому учебнику.

В основе своей право изучается в курсе истории. Право нельзя понять без истоков его развития, без ментальности России, без исторической его составляющей, все это мы даем через курс истории. Не может учитель преподавать право, не ориентируясь на историю права. В школах Москвы больше всего представлены профили: социально-экономический, социально-гуманитарный, исторический и правовой. Право, как правило, во всех модулях есть. Нельзя готовить экономистов без изучения этой дисциплины.

В прошлом году проходил отчет о деятельности экспериментальной площадки. Что было сделано? Прежде всего выработана концепция изучения права в школе.

Ученые и педагоги сошлись во мнении, что при этом нужно использовать особые научные, исторические возможности Москвы. Есть и другая особенность – воспитание детей в городе, где столько соблазнов, где ребенок, выйдя на улицу, может почувствовать себя чужим, поскольку вокруг незнакомые ему и друг другу люди. К тому же необычный конгломерат разных народов, культур, разных конфессий. Все это приходится учитывать, потому что влияет на создание правовой культуры населения.

Она не становится выше по многим причинам. Правонарушителя и обычного человека друг от друга отличает отношение к праву. Немало случаев, когда ученик правильно рассуждает на уроке, знает основы права, но правовые нормы легко нарушает. Чтобы подобного не было, правовое обучение должно проходить на основе нравственности. И московские учителя стараются это делать.

За последние четыре года в столице была создана база для новой экспериментальной площадки. Раньше она действовала в основной школе, теперь охватила и старшую. Ближайшая задача московских учителей, ученых – разработать свой компонент содержания курса «Право». Федеральный есть. Предложение по использованию современного комплекса, методические материалы по преподаванию предмета, элективные курсы.

На основе современных методик

Программе внеклассной работы по правовому образованию учащихся города Москвы посвятила свое выступление Ирина Козленко.

Ирина Викторовна уверена, что очень важны правовые аспекты в различных предметах, потому что эта дисциплина имеет свою межпредметную направленность, ее можно встраивать в историю, обществознание, литературу, географию. Внеклассная работа по правовому образованию занимает очень важное место во всей его структуре. Каковы ее формы?

– Хочу прежде всего поговорить о классных часах. Скажем, работа с родителями по вопросам права. Во многом правовую культуру, правовое сознание формирует школа. И здесь большую помощь могут оказывать семья, родители. Поэтому классные родительские собрания, классные часы с родителями дают огромный импульс правовому образованию. Программа «Азбука практического права: изучаем вместе» как раз и используется на классных часах, родительских собраниях с первого по одиннадцатый класс, когда постижение права, применение его идет совместно – учениками и их родителями. Не так давно появилось такое новшество – «Единый день правовых знаний», который становится необходимой традицией в правовом образовании столицы. Стали популярными городские викторины «Я и мои права», олимпиады по праву. Олимпиадное движение особенно заметно развивается.

Ирина Викторовна предвидит некоторые сложности в участии учеников 5-7-х классов в олимпиадах, потому что право начинает изучаться только в 8-9-х классах. Каковы принципы организации классных часов? Прежде всего это единство, преемственность, полнота содержания права по годам обучения. Программа предусматривает четыре ключевые темы в течение всего учебного года. Они идут в определенной логике. На таких уроках, на классных собраниях, часах обязательно должна присутствовать современная методика изучения права.

Это моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектная деятельность, социальная практика. Все это необходимо, чтобы дети смогли в реальной жизни применить полученные знания. Поэтому в школах проводится все больше практических занятий. Сейчас учебно-методические комплексы очень большое внимание уделяют именно этой направленности своих учебников, своих методик.

Очень важно для школьников знать, для чего им нужны эти знания и умения, насколько они понадобятся в будущем.

При подготовке к классному часу необходимо использовать нормативную базу изучения права. Целевые установки стандарта помогут и во внеклассной работе. Нельзя не воспользоваться богатыми культурными и научными возможностями Москвы. Тут могут быть и встречи с представителями государственной власти, и выездные занятия. В столице большое количество музеев юридической тематики, в том числе и исторический, где можно познакомиться с нормативными документами. Здесь видна и межпредметная направленность курса.

В этом учебном году появилась хорошая традиция – проведение «Единого дня правовых знаний». Это была инициатива Московского департамента образования и науки. Педагоги дружно поддержали ее. При этом поставили перед собой несколько задач. Это и воспитательная работа, и формирование правовой культуры, правового сознания. Специально подготовили методические рекомендации.

Другой вид внеклассной работы – Московская городская викторина школьников «Мои права». Она состоялась во всех округах Москвы. Викторина проходила в несколько этапов. Первый – заочный. Пятый – демонстрация домашнего задания. Победила команда Северного округа. Второе место разделили представители школ Северо-Западного и Юго-Западного округов.

Сегодня перед нами стоит задача особой важности – создать правовое пространство Москвы, что в значительной степени поможет преодолеть правовой нигилизм.

Татьяна Терещенкова, методист лаборатории правового образования Московского института открытого образования, возглавлявшая в этом году столичную команду на Всероссийской олимпиаде школьников по праву, поделилась своими впечатлениями на этом конкурсе. В Уфу, где проходила встреча, приехали ребята из 63 регионов России. Торжественное открытие олимпиады состоялось в Башкирском академическом театре драмы. Большая часть заданий касалась гражданского права. А всего в заданиях и тестах было представлено двадцать юридических наук. После подведения итогов у москвичей оказалось девять призовых мест. Никто из столичной команды не уехал без наград. По количеству призовых мест Москва заняла первое место, второе – Московская область, третье – Татарстан.

Олимпиада показала, что интерес к праву растет, предмет востребован.

Новые учебники

Заместитель генерального директора издательства «Вита-Пресс» Елена Макаревич представила новый комплекс учебной литературы по праву. Это и учебно-методический комплект для младших классов. Его можно использовать на уроках чтения, истории, географии. Одна из книг называется «Права ребенка», где литературные герои помогают детям узнать свои права. Заслуживает внимания учителей серия учебников по праву, созданных доктором юридических наук Татьяной Кашаниной и кандидатом юридических наук Андреем Кашаниным. К ней прилагается хрестоматия и методическое пособие для учителя. Недавно вышел еще один учебник, состоящий из двух книг: «Право и политика», «Право и экономика».

Выпущен базовый учебник по экономике для 10-11-х классов. В нем собрано то лучшее, что было накоплено огромным количеством методистов, учителей, преподавателей вузов.

Руководитель методического отдела издательства «Русское слово» Сергей Агафонов продемонстрировал свою группу учебников. В частности, учебник, автором которого является доктор юридических наук и доктор педагогических наук Елена Певцова.

Известный автор учебных книг по граждановедению, обществознанию кандидат педагогических наук Евгения Королькова презентовала учебники по обществознанию, созданные в соавторстве с другими учеными. Методическую часть готовил сотрудник лаборатории института содержания и методов обучения Российской академии образования Леонид Наумович Боголюбов.

Единый день знаний

Методист Северо-Западного окружного методического центра Ольга Кулигина рассказала о состоянии правового образования и правовой культуры в школах округа. Здесь создается единое правовое пространство. Решаются проблемы профориентации и самоопределения ребенка.

Разрабатывается программа, которая поможет объединить всех участников педагогического процесса: методистов, управленцев, учителей и общественность. Это поможет ребенку умело применять правовые нормы в повседневной жизни.

Ребята успешно участвуют в различных конкурсах, викторинах, где показывают практические знания по праву. Во время «Единого дня правовых знаний» учителя ведут уроки, посвященные Декларации прав человека, чтобы дети хорошо освоили, на что они имеют право, как этим правом пользоваться. На таких занятиях ребятам прививается уважение к дому, семье, людям старшего поколения, своим товарищам. Воспитывается толерантность, умение самостоятельно делать свой выбор.

Учитель права школы №1285 Елена Трубицына познакомила участников с элективными курсами по праву: «Формы и структура права», «Правотворчество и правореализация», «Право и личность». В соответствии со стандартами появились новые темы, которые раньше не изучались. Это «Правовые системы современности», «Правотворчество», «Реализация и толкование права», «Законность и правопорядок», «Механизмы правового регулирования», «Избирательное право и избирательный процесс».

Цель изучения этих проблем – сформировать у ребенка гражданско-правовую культуру, воспитать личность с активной гражданской позицией.

Собственная позиция и самостоятельное мышление

Юлия Никитина, учитель права школы №769, познакомила участников конференции с «Новыми технологиями в преподавании права».

– Современная школа уже не может существовать без такого предмета, как право. Правовая культура – не дань моде. Это назревшая необходимость. У нас право преподается не только на уроке. Создана внеурочная система. Применяется программа правового просвещения учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе».

Первой применяемой технологией была технология разноуровневого обучения. Она позволяла так организовать учебно-воспитательный процесс, что каждый ученик имел возможность овладевать учебным материалом на разном уровне (не ниже базового) в зависимости от своих способностей и индивидуальных особенностей. Эксперимент проходил в седьмом классе.

Следующая педагогическая технология – «Обучение в сотрудничестве». Участники – родители, ученики, учитель. Было очень интересно не просто что-то вместе выполнять, осваивая учебную программу, а учиться вместе. Оказалось, что это легче, интереснее и значительно эффективнее. Причем повысилась эффективность интеллектуального и нравственного развития детей. Мы решали любые возникающие вне уроков проблемы, сочиняли задачи, рисовали и придумывали ситуации, в которых могли оказаться не только выдуманные герои.

В конце седьмого класса у ребят появляется своя папка достижений. Технология «Портфель ученика» несколько была изменена, но ее принципы остались: каждый видел результат своей творческой, познавательной деятельности, мог его оценить, сравнить с той папкой, которую создал одноклассник. Кроме того, впервые оценить творческую деятельность ученика могли и их родители. Сегодня подобная презентация своих работ стала привычной.

В 8-м классе стали готовиться к исследовательской деятельности. Дети учились не просто умению самостоятельно добывать знания, они приобретали навыки речевой культуры. Учились спорить, произносить монологи, осваивали интернет применительно к своим интересам. Результат – выход на новый метод изучения предмета для тех, кто им действительно был заинтересован, – метод проектов. Он требует не только заинтересованности.

Игровая технология – одна из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничное изучение материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Использование игровых технологий конечно же, не всегда возможно и оправданно. Но когда они применяются, урок становится незабываемым.

Две сравнительно новые технологии, -технология развития критического мышления через чтение и письмо («Зигзаг») и технологии метапредметов. Обе сложны не только для учащихся, но и для учителя.

Технология «Зигзаг», или технология развития критического мышления, работает, когда класс можно поделить на равные группы. Ребята располагаются в первоначальных группах. Перед ними встает исследовательский вопрос: например, каковы изменения, произошедшие с Государственным флагом России? (С помощью каких образов он создается? Какие цветовые решения государственных знамен вам знакомы? Символом чего является Государственный флаг?) Далее ребята образуют новые группы, чтобы каждый участник первоначальной группы оказался в разных группах нового состава. Каждая новая группа анализирует свой аспект. После ученики возвращаются в первоначальные группы, и получается, что каждый рассказывает остальным участникам группы то, о чем он узнал.

Технология метапредмета «Проблема» позволяет не только работать со способностями мышления, коммуникации, действия, понимания и рефлексии, но также воздействовать на развитие мировоззрения подростков. Предмет «Правоведение» практически идеально подходит для применения подобной технологии, поскольку изначально нацелен на выяснение собственной позиции по отношению к серьезным мировоззренческим проблемам. Собственная позиция может возникнуть у подростка только в результате самоопределения к той или иной проблеме. Это результат самостоятельного мышления человека, а не результат запоминания чужих идей. Метапредметная технология позволяет работать блочно-модульным методом изучения учебного материала, потому что для решения проблемной ситуации одного академического часа обычно очень мало.

Очень важно перестроить и адаптировать сознание учащегося к сегодняшним реалиям, привить ему навыки самообразования, творческого использования знаний. Решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. Процесс этот сложен, многогранен и не терпит однозначного подхода, и именно его неоднозначность обозначена новыми педагогическими технологиями.

Учителя, директора школ, руководители окружных управлений образования обсудили наиболее важные проблемы, касающиеся дальнейшего развития изучения права. По отзывам участников конференции, они услышали немало нового и интересного, полезного для себя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте