В Северо-Восточном округе с 1 апреля 2011 года 17 пилотных школ, в их числе и школа №962, участвуют в пилотном проекте по развитию общего образования. Директор школы, заслуженный учитель РФ Лариса Полякова не только глубоко изучила НСОТ, но и уже проводит учебу в рамках «Школы управления на Северо-Востоке» для руководителей образовательных учреждений.
– Мы знаем, что 125 столичных школ приняли участие в пилотном проекте по развитию общего образования. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, проект предполагает поэтапное повышение финансирования в соответствии с нормативами, изменение системы оплаты труда учителей (теперь их заработок будет зависеть от количества и качества работы), дополнительный контроль за качеством образования, в том числе и общественный контроль. Сергей Семенович подчеркнул, что разница уровней финансирования школ сказывается и на заработной плате работников образования, и на учебном процессе, и на качестве образования в целом: «Мы должны подтянуть школы, которые имеют очень низкий уровень финансирования до среднего финансирования по городу как минимум». Проблемы новой системы оплаты труда (НСОТ) становятся значительно понятнее, если видеть не только идеологию, но и реальные цифры финансирования конкретного образовательного учреждения. Кстати, отсюда очевидно и отношение Правительства Москвы к системе образованию в целом.Неблагоприятная ситуация долгие годы была связана с недофинансированием школ. Особенно это отражалось на средней общеобразовательной школе, которая обучает основную массу детей, но имела самое низкое нормативное финансирование. Сейчас установлен единый для всех видов образовательных учреждений норматив финансирования, при котором деньги идут за учеником, определяется не вывеской школы, а количеством ее учеников. Если школа востребована, то и средств будет больше. Для этого необходимо изучать рынок образовательных услуг, открыто заявлять о своих приоритетах, особенностях учебно-воспитательного процесса, результатах образовательных достижений школьников, формировать психологическую безопасность образовательной среды.Многое зависит от кадрового обеспечения образовательного процесса. Самое трудное, на мой взгляд, чтобы НСОТ была понятна и прозрачна для всех сотрудников школы, так как уход от ЕТС – это уход от уравниловки. Важно разъяснять, что от НСОТ получат ученики, родители, учителя, директор, зарплата которого теперь обусловлена уровнем заработной зарплаты педагогов. Все участники образовательного процесса должны знать ожидаемый результат введения НСОТ.Уровень заработной платы учителя и других педагогических работников напрямую связан с результативностью и качеством работы. В этом заинтересованы и ученики, и родители.При НСОТ школе приходится самостоятельно совместно с органами общественно государственного управления (управляющие советы) разрабатывать набор показателей качества и результативности труда, которые могут со временем быть изменены и дополнены.Нам приходится по-новому учиться оценивать труд наших коллег, осваивать методики эффективности их труда и работы школы в целом. НСОТ расширяет финансовую самостоятельность школ для эффективного управления ресурсами. Самостоятельность – это прежде всего ответственность за использование материальных и финансовых средств.Введение НСОТ идет «с колес», многое придется осваивать в процессе внедрения, переделывать, переосмысливать. Хотелось бы, чтобы это понимали не только на местах, в школах, но и проверяющие органы, окружные управления образования и Департамент образования. Тогда нам не придется нивелировать недостатки, а на основе анализа деятельности смотреть, что реально следует оставить, а от чего отказаться.
Комментарии