search
main
0

Учимся, интеллектуально соревнуясь

​Быстрые изменения социально-культурной, технологической и экономической среды выдвигают новые требования к образовательному процессу. Программу социальной поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно реализовать через сетевые конкурсы, которые уже в течение пяти лет проводит школа-интернат №76 САО.

Сетевые конкурсы проводят однотипные учебные заведения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе равенства и развития партнерских отношения между образовательными учреждениями для устойчивой адаптации школьников в современном обществе.Как известно, партнерство ведет к повышению качества образования, обобщению положительного опыта и его использованию, овладению механизмами социального поведения, имеющими адаптивное значение. Человек постоянно стремится познать себя. Социальное взаимодействие – вот условие, которое дает возможность ребенку полнее раскрыть себя. Только в условиях постоянной коммуникации он становится частью социальной общности. Вступая в отношения с окружающими, ребенок, сам того не понимая, стимулирует становление «образа собственного Я».Педагогический коллектив нашего интерната старается вовлекать учеников в разные мероприятия. Ребята ежегодно принимают участие в муниципальных и окружных марафонах, предметных олимпиадах, в городской программе «Flex» по обмену учащихся нашей страны и США. Но мы постоянно задаем себе вопрос, что же еще можно сделать, как помочь детям почувствовать себя востребованными? В современном мире появилось еще одно направление коммуникации – социальные сети и иные формы общения в сети «Интернет». Однако очевидно, что техническое общение не лишит ребенка комплекса неполноценности, а барьер в общении со сверстниками может только усилиться.Консультации с психологами интерната, с учителями-предметниками позволили сделать вывод: первым шагом для раскрепощения учащихся школ-интернатов может быть интерактивное командное соревнование между интернатами, в котором каждый ребенок будет вовлечен в деятельность и каждый участник команды будет востребован и сможет себя проявить. Так появилась идея в рамках взаимодействия школ-интернатов создать сетевой конкурс «Равные возможности». Цель конкурса – преодоление психологического барьера в процессе адаптации детей с ограниченными физическими возможностями в современном обществе. Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты этой социализации. Поэтому мы считаем, что такая форма актуальна не только для детей школ-интернатов и детских домов, а также классов компенсирующего обучения общеобразовательных школ, так как касается проблем разработки гуманитарных технологий в сфере образования для детей, имеющих проблемы со здоровьем. Эта методика обеспечивает благоприятные условия для формирования социально позитивного опыта общения школьников.Впервые конкурс «Равные возможности» был проведен в 2006 году. Первыми его участниками стали воспитанники школ-интернатов №№2, 25, 42, 76, 96 и детского дома ЦО №1865. В конкурсе принимали участие школьники с ослабленным зрением, изменениями в опорно-двигательном аппарате, нарушением речи. Конкурс мы проводили в несколько этапов, включающих презентацию команды, выполнение задания на иностранном языке с использованием мультимедийных средств, подготовку проектов по заданным темам, представление постеров на иностранном языке, защиту проектов.В рамках инновационной деятельности этот конкурс мы рассматриваем как педагогический проект по развитию образовательного пространства каждой школы-интерната – участника конкурса «Равные возможности». Участие в конкурсе стимулирует творческий поиск педагогов, развивает мотивацию к повышению профессиональной культуры и компетентности. Профессиональная подготовка учителя на сегодняшний день определяет темпы развития учреждения и качество подготовки учащихся. Благодаря выстроенной системе педагоги-кураторы конкурса своевременно знакомятся с нормативными, программно-методическими документами, рекомендациями по проведению конкурса, тесно сотрудничают с психологами, обмениваются идеями, участвуют в окружных конференциях, разрабатывают творческие проекты, основываясь на разработках конкурса «Равные возможности».За 5 лет в конкурсе приняли участие более 250 учащихся школ-интернатов. В рамках конкурса была организована выставка детских работ «Цирк глазами детей» в цирке имени Юрия Никулина, разработан и используется учителями округа языковой материал по английскому языку, снят видеоролик, материалы конкурса используются в презентациях школ-интернатов. В практику работы вошли формы дистанционного общения коллективов школ. Работа в инновационном режиме явилась стимулом к совершенствованию профессионального мастерства педагогов.Этот конкурс послужил началом совместной работы по математике со средней общеобразовательной школой с углубленным изучением математики №1384 имени А.А.Леманского. Ученики начинают понимать, что различные предметные темы можно рассматривать как жизненные ситуации, а на их примере – учиться; что они имеют достаточный уровень компетентности, чтобы уже учиться самостоятельно, что им больше не грозит чувство беспомощности, неспособности сделать что-то, пока не пройдут какой-то этап обучения и не овладеют определенным объемом учебного материала. То есть сам процесс обучения и участия в конкурсах помогает учащимся адаптироваться в социуме, сформировать свое отношение к миру и непосредственно участвовать в его развитии и формировании «образа собственного Я».Т. Попова, учитель английского языка школы-интерната №76

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте