Обучение финансовой грамотности можно обратить в увлекательный процесс, и при этом не обязательно на уроках математики или обществознания. Уроки литературы тоже могут включать элементы финансовой грамотности. Но каким же образом литература связана с финансовой грамотностью?
Ольга МИЛОВА, начальник отдела развития финансовой грамотности Московского центра технологической модернизации образования
Первым и обязательным шагом на пути к финансовой грамотности является воспитание привычки выделять в своей повседневной жизни события и решения экономического свойства и оценивать их возможные последствия. Художественная литература служит отличным материалом для формирования и отработки этого навыка. Научившись замечать и анализировать финансово-экономическое содержание поведения литературных героев, возможные последствия их поступков и финансовых решений, человек будет и в обычной жизни обращать внимание на подобные взаимосвязи. Например, поиск ответов на вопросы «Зачем Чичиков скупал мертвые души?», «Под какой процент старуха давала Раскольникову деньги?», «Что можно было купить на 30 сребреников?» позволит понять причины поступков литературных героев. А воспоминание о проанализированном опыте, возможно, предостережет от неверных решений в будущем.Так, в сатирических сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина персоналии и сюжеты максимально приближены к реальности. Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» полна любопытных деталей о финансовом положении и финансовых отношениях ее героев. А при изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» можно остановиться на разборе прав собственности. В романе одна из сюжетных линий связана с тяжбой Троекурова и Дубровского за имение. И во времена классика, и сейчас наличие оформленных прав собственности играет ключевую роль в судебном споре вокруг объекта недвижимости. Можно разнообразить урок и провести на нем викторину по этому произведению, которая поможет проверить, какие уроки ученики смогли извлечь из классического произведения. Тем более что викторина подготовлена на основе работы одного из победителей Всероссийского конкурса школьных проектов, проходившего в рамках межрегиональной конференции «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» (ссылка на викторину: http://литфин.рф/quiz/). Это напрямую свидетельствует об интересе самих обучающихся к изучению литературных произведений с упором на анализ их экономической составляющей. Такой интерес проявляют школьники со всей России. А авторы лучших работ и их педагоги со всей страны могут в очном режиме пообщаться между собой в дни проведения конференции «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев». Конференция проводится с 2017 года на ежегодной основе в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Задачи литературного проекта заключаются в том, чтобы помочь учащимся развивать навыки анализа художественных произведений и умение замечать информацию экономического содержания, вычленять из текста литературного произведения полезную и применимую в современном мире информацию, а также интерпретировать исторические факты или сюжетные перипетии с точки зрения экономических знаний. Вторая межрегиональная конференция «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» прошла в Москве и подвела итоги Всероссийского конкурса работ школьников. Организаторами конференции стали консультационная компания «ПАКК» и экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. В 2018 году ключевыми темами школьного конкурса и итоговой конференции стали «Предпринимательство в литературе» и «Труд в литературе». В современном общественном сознании предприниматель ассоциируется с образом решительного, уверенного в себе человека, смелого, креативного, находчивого, влюбленного в свое дело, рационального. Однако всегда ли данная фигура воспринималась таким образом? Как отличить настоящего предпринимателя от мошенника? Какие финансовые стратегии должен выстраивать литературный герой, чтобы его можно было назвать предпринимателем? Участникам предлагалось проанализировать литературных персонажей и их финансовое поведение, чтобы на конкретном примере сделать выводы о своих собственных повседневных действиях в сфере экономики и финансов, обозначить цели и наиболее эффективные средства их достижения.Тема труда также широко освещается в литературных произведениях и может быть проанализирована с различных точек зрения. Если в советской литературе труд рассматривался как абсолютная ценность (труд ради самого труда), то какое место он занимает в произведениях современных авторов? Служит ли он, как и прежде, основой социальной солидарности и сплочения? Организаторы Всероссийского конкурса работ школьников предложили исследовать вопрос о том, как отражена тема труда в современной литературе, как соотносятся труд и работа в художественных произведениях (правомерно ли будет поставить знак равенства между данными понятиями?), труд и самореализация (ведет ли восприятие труда как средства, а не как цели, к его профанации?). Но надо также отметить, что на сегодняшний день беспокойство вызывает отсутствие литературных произведений, посвященных профессиям. У современных школьников становится меньше информации о содержании и особенностях труда, которая могла бы быть полезна в их самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому столь важной и актуальной кажется необходимость обратить внимание школьников на анализ данной темы.Конкурс проходил в 4 номинациях: «Научно-исследовательская работа», «Литературное творчество», «Викторина» и «Иллюстративное искусство». Всего в нем приняли участие школьники из 55 регионов. Ими были представлены не только научно-исследовательские работы, но и самостоятельно разработанные викторины, эссе, обзоры на тему финансовой грамотности в литературе и иллюстрации с персонажами – участниками экономических отношений. До финала конкурса дошли 22 школьника из Москвы, трое из которых стали победителями. Десятиклассники Тарас Бежан и Максим Черкасов, учащиеся школы №1877 «Люблино», были удостоены диплома I степени за научно-исследовательскую работу «Финансовое поведение героев рассказа «Гобсек», а их ровесник Дмитрий Козлов из политехнического колледжа №50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина получил диплом III степени в номинации «Викторина». Поздравляем московских школьников со столь значительным результатом их работы!- Интерес к нашему конкурсу значительно вырос, – отметил генеральный директор компании «ПАКК» Вадим Финогенов. – На рассмотрение было подано более 750 работ, что в три раза превышает показатель прошлого года. Это свидетельствует о понимании школьниками важности темы финансовой грамотности и желании в ней разобраться. Кроме того, при подготовке конкурсных работ участники имеют возможность проявить себя в творчестве, учатся анализировать литературные произведения, оценивать прочитанное с непривычной точки зрения и быть внимательными к деталям. Наш проект – наглядный пример интегрированного подхода к современному школьному образованию. Конференция не единственный проект консультационной компании «ПАКК» в области повышения финансовой грамотности. Успешно реализован проект по финансовому просвещению, разработаны специальные программы для детских домов и преподавателей. В рамках проекта «Математика и финансы» проводятся разработка и распространение учебно-методических материалов, направленных на повышение финансовой грамотности старшеклассников. Кроме того, компания «ПАКК» разработала и апробировала уникальную учебную программу финансового лагеря, которую свободно могут использовать организаторы детского отдыха. На сайте компании www.edu.pacc.ru в свободном доступе размещены материалы, которые учителя могут использовать при проведении уроков литературы, математики, для проведения летнего финансового лагеря, а также для проведения интерактивного обучения финансовой грамотности в рамках дополнительного образования.
Надеемся, что данный информационный ресурс будет интересен и полезен читателям «Учительской газеты-Москва» при подготовке уроков с элементами финансовой грамотности, а также послужит источником методических материалов, позволяющих разнообразить и сделать более интересной свою профессиональную деятельность.
Комментарии