search
main
0

Учимся друг у друга

Не нужно стесняться просить помощи

Каждый учитель помнит свой первый рабочий день в школе: неизвестное пространство, множество незнакомых людей и бегающие по коридору дети. Да, в педагогическом вузе нас всех научили планировать уроки и преподавать материал, однако, когда ты впервые сталкиваешься с реальным классом, выясняется, что многих навыков и знаний тебе не хватает. Именно поэтому наставничество сегодня является необходимым элементом школьной системы. Для того чтобы понять, как взаимодействуют опытные учителя с молодыми специалистами и насколько эффективна система наставничества, мы решили пообщаться с Мариной БОРИСОВОЙ (стаж – 23 года) и Анастасией СЛАБКОВОЙ (стаж – 1 год).

Анастасия Александровна, хочется верить, что все студенты обучающиеся в педагогических вузах, полны энтузиазма перед выходом на работу. Были ли у вас какието конкретные ожидания от работы в школе и совпали ли они с реальностью?

– Работа с детьми всегда была моей мечтой отчасти из-за того, что я часто слушала истории мамы, которая также работает в школе. Но, честно признаться, реальность оказалась сложнее, чем я думала. Мои первые месяцы в школе сопровождались постоянным стрессом, неуверенностью в своих силах и ощущением, что у моих коллег часов в сутках гораздо больше, чем у меня. Были периоды, когда мне казалось, что я просто не в состоянии донести материал до своих учеников. В такие моменты меня спасал наставник! Благодаря ценным советам и поддержке Марины Юрьевны я выбиралась из пучины проблем и обретала веру в себя. Не перестаю благодарить ее за то, что она всегда готова отвечать на мои порой очень глупые вопросы.

Марина Юрьевна, как вы помогаете начинающим учителям адаптироваться к требованиям школы и развивать свои профессиональные навыки?

– Моя основная задача как наставника не дать молодому специалисту, утопающему в шквале новой информации, разочароваться в выбранной профессии, поэтому наше взаимодействие строится на основе диалога и обратной связи. Я регулярно провожу консультации и неформальные беседы с начинающим учителем, чтобы выявить трудности и найти способы их устранения. Кроме того, как наставник я помогаю справиться с эмоциональными перепадами, нужно обнять, поддержать, вовремя забрать пачку тетрадей, которую учитель собрал на выходные. На каком-то этапе я стала воспринимать наше общение как взаимонаставничество, у молодых специалистов тоже есть чему поучиться: они полны свежих идей, более подкованы в вопросах цифровизации и медиа­образования.

Анастасия Александровна, какие уроки вы извлекли из своего первого учебного года?

– Я поняла, что гибкость и мобильность являются одними из главных качеств современного учителя. Иначе как можно справиться с такой большой нагрузкой?! Многие учителя опасаются ошибаться, считая себя идеальными ораторами, безукоризненно объясняющими материал. Я была в их числе, тушевалась на каверзных вопросах, ответы на которые вылетали из головы. Но со временем пришла к выводу, что дети ценят искренность, а их интерес к предмету и уважение ко мне только возрастают, когда я признаю свою ошибку.

Марина Юрьевна, у вас есть какието критерии, которые помогают определить, что начинающий специалист уже готов работать самостоятельно и помощь наставника ему больше не нужна?

– Поддержка и совет нужны каждому специалисту независимо от его стажа, поэтому от роли наставника я готова не отказываться! По собственному опыту знаю, что у каждого учителя в школе должна быть достойная опора, иначе есть риск очень быстро разочароваться в выбранной профессии.

Анастасия Александровна, какими достижениями за первый учебный год вы уже можете похвастаться?

– Мне кажется, что, несмотря на отсутствие опыта и такое незначительное время, что я проработала в нашей школе, мне удалось многого добиться. Как минимум я смогла научить шестиклассников без ошибок склонять составные числительные, а как максимум – не потеряла запал и с неподдельным интересом готова врываться в новый учебный год!

Марина Юрьевна, какими качествами должен обладать педагогнаставник, чтобы его взаимодействие с молодым педагогом приносило желаемые плоды?

– Помимо компетентности и опыта, которым он непосредственно и будет делиться, наставник должен быть всегда доступным, готовым отвечать на все вопросы, возникающие по ходу работы, так как на начальном этапе их будет действительно много. И важно помнить: чтобы наполнить специалиста энтузиазмом и мотивацией к работе, наставник должен сам быть их транслятором.

Какие советы вы можете дать начинающему учителю, который сталкивается с трудностями в своей работе?

– Во-первых, начало карьеры в педагогической сфере у всех сопровождается массой трудностей, главное – этого не бояться и понимать, что со временем станет гораздо легче. Во-вторых, не нужно стесняться просить помощи у наставника и у других более опытных коллег. И конечно же, необходимо помнить о важности баланса между личной жизнью и работой.

Медиацентр школы №2005

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте