search
main
0

Учим созидать Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности

Дети совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое их дело – это каждый раз новая задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы, если определиться, старая это задача или новая. Вот ребенку нужно нарезать бумагу по прямой линии. Перед ним стоит задача. Как ее решить, он уже хорошо знает. Сначала он учился. Потом, когда он натренировался, напрактиковался, эта становится для него старой. Но вот перед ребенком положили шаблон круга, который надо расположить на листе так, чтобы наиболее экономно расходовать материал да еще при этом красиво вырезать. Это уже непривычно. Раньше ему не приходилось сталкиваться с таким делом. Это новая для него задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И хотя задача не очень сложная, ее можно уже отнести к творческим задачам.

Слово “творчество” происходит от глагола “творить” и в общественном смысле означает “искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном”.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явлений, выявляет закономерности.
Диапазон творческих задач необычайно широк – от нахождения решения задачи или головоломки до изобретения новой машины или даже до научного открытия. Но суть их одна: при решении этих задач совершается акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д., все то, что в совокупности и развивает творческие способности учащихся.
И как ни покажется на первый взгляд странным более сложная, иногда не каждому посильная, творческая деятельность привлекает к себе детей. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка: радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Перед школой, перед каждым учителем встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех ребят, которые ходят в школу, вырастить не только здоровым и крепким, но и, обязательно, инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход в любом деле, за какое бы он ни взялся. Учителю нужно увидеть возможности совершенствования каждого ребенка.
Каждому ученику нужно создавать такие условия для самоутверждения, когда он доказывает, что тоже что-то может делать наравне с другими, а то и лучше других. Ребенок должен переживать ситуацию успеха, иначе рано или поздно у него пропадет всякий интерес к занятиям и к школе.
Итак, исходя из приведенных выше выводов, мы поставили в гуманитарно-педагогическом лицее N 14 г. Ижевска задачу: сделать ребят творцами. Для этого мы создали группы продленного дня, организовали кружки. Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям ребят.
Рассмотрим, какие условия должны выполняться педагогом дополнительного образования для успешного развития ребенка в кружке.
1. Ребенку дается определенная программа, но он волен выбирать сферу деятельности в рамках этой программы.
2. Задачи даются ребенку в различной форме (плоский рисунок, технологическая карта, письменная или устная инструкция); ученик знакомится с разными способами передачи информации.
3. Освоение нового вида работы требует активной помощи педагога дополнительного образования или старших ребят.
4. Задачи используются в порядке возрастания сложности: постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.
5. При решении задачи ребенку помогает преподаватель, активно включая при этом его слух, зрение, осязание, использует на занятиях музыку, стихи, рассказы, готовые поделки, игрушки.
6. Необходимо создание таких проблемных ситуаций, разрешение которых будет сложным, но посильным.
7. Обязательно комбинирование разных видов деятельности.
8. Требуется также ненавязчивое знакомство ребенка с техникой безопасности труда. На занятиях кружка используются и показ, и рассказ, и объяснение, и повторение, но больше внимания уделяется самостоятельной работе ребенка. Ему предоставляется свобода действий. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь руководителя кружка.
Организация самостоятельной работы – это главное на занятии, когда идет выполнение поставленных целей. В это время возможно самое большое воздействие на органы его чувств. Можно поставить успокаивающую тихую музыку. Тогда ребята будут спокойно смотреть на образцы, сравнивать, работать с ножницами и бумагой, кисточкой. При этом активизируется умственная деятельность, зарождаются элементы творчества.
Сначала рассмотрим, как в кружке “Сделай сам” гуманитарно-педагогического лицея выполняются эти условия на первом году обучения.
Основные виды работ, используемые в кружке, – это работа с бумагой, картоном, тканью.
Тип занятий в кружке, как правило, комбинированный. Занятия посвящены выполнению нескольких дидактических целей. На них предполагается теоретическое изучение свойств бумаги, ткани, выполнение разметки бумаги, меха, формирование и закрепление умения сгибать, резать, окрашивать бумагу, соединять детали клеем, нитками, вышивать, красиво оформлять изделие, работать индивидуально и парами.
Подобная организация работы выбрана не случайно: ребятам в этом возрасте трудно выполнять монотонно одну и ту же работу, поэтому виды работ должны постоянно чередоваться, чтобы ребята не уставали, им было бы интересно.
Обычно программами занятий предполагается, что ребенок сможет выполнить творческий проект во 2-м классе, т. к. он уже будет иметь определенный набор знаний, навыков, умений. А можно ли вводить творческий проект в 1-м классе? Ребенок к 1-му классу тоже уже умеет многое делать.

Тематическое планирование занятий в 1-м классе.
I четверть (18 часов). Работа с бумагой, картоном. Изготовление изделий из них, с использованием плоской аппликации.
II четверть (14 часов). Изготовление изделий способом обшивания деталей, вырезанных из открыток, и скрепления нитками между собой.
III четверть (20 часов). Работа с тканью. Изготовление подарков папе и маме, игольницы для себя.
IV четверть (14 часов). Работа с бумагой, картоном. Знакомство с техникой оригами, изготовление объемной аппликации.

Такое планирование по четвертям выбрано с учетом многообразия и смены видов работ постепенного их усложнения, ведущего к успешному обучению ребят. Смена видов работ обоснована тем, что ребятам 1-го класса еще трудно заниматься одним видом в течение года, они быстро устают, им становится неинтересно. Кроме того, каждый вид работ имеет свои определенные законы, маленькие хитрости. Ребята при смене видов работ узнают гораздо больше и легче закрепляют свои знания и умения.
Рассмотрим подробнее, какие практические работы учащиеся выполняют в каждой четверти.
В I четверти они выполняют аппликации из бумаги. С бумагой ребята знакомятся еще в детском саду, поэтому бумагу как материал для работы они воспринимают легко. Дети умеют ее складывать, резать, рисовать на ней, клеить, выполнять плоскую аппликацию. Поэтому трудностей, растерянности данный вид работы у ребят не вызывает.
Особенно привлекает первоклассников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, в оформлении своего уголка, квартиры или будут подарены своим родителям, друзьям.
Первоначально на занятиях ребята вырезают салфетки, снежинки, выполняют плоскую аппликацию. Ребята изготовляют поделки из яркой цветной бумаги. Каждому ребенку предлагается украшать, совершенствовать свое изделие, стремясь сделать его наряднее, привлекательнее.
Первые признаки творчества видны уже при выполнении учащимися работ с плоской аппликацией. Проследим это на занятиях по теме “Изготовление аквариума”.
Для выполнения этой работы ребята получают шаблоны аквариума и рыбок. Им предлагается использовать бумагу тех цветов, которые нравятся. Потому, имея шаблоны, ребята начинают делать аквариумы разного цвета, а рыбки, камушки получаются у кого-то красные, у кого-то желтые, а у кого-то одновременно красные, желтые и фиолетовые. Кроме того, учащиеся сами придумывают водоросли. Они получаются разной толщины и высоты, а камушки еще и разной формы, и разных размеров. Некоторые ребята приклеивают рыбок только справа, некоторые – слева, а другие – с обеих сторон аквариума.
Индивидуальный подход учащихся к изготовлению моделей можно проследить при выполнении задания “Лисята в лесу”. Берется только шаблон лисенка, а все остальное ребенок придумывает сам: сколько лисят, деревья, пни, трава, солнце и т.д.
При выполнении задания “Собака-сторож” берется также шаблон собаки, а все остальное при выполнении работы дети снова делают сами: будку, забор, кошку, деревья, солнце и др.
Во II четверти учащиеся изготавливают вазочку. Данная работа позволяет детям закреплять умения резания, склеивания, знакомит с петельным швом, правильностью соблюдения равного расстояния между петельками, расстояния от края. По готовым дырочкам (двум склеенным открыткам) шить легко, поэтому переход в III четверти к работе с тканью происходит у ребят практически безболезненно.
Во II четверти задействовано в обучении детей мини-исследование “Звездочка обдумывания”. При выборе материала, из которого выполняется вазочка, ребятам предлагаются следующие материалы: открытки, цветной картон, коробки от конфет или тортов. После обсуждения учащиеся выбирают открытки, но выбирают разные по рисунку (с изображением природы, цветов) и по цветовой гамме (больше бежевого, желтого или зеленого).
В III четверти идет плавный переход от работ с картоном к работе с тканью. Первоначально ребята получают представление об ассортименте тканей и ниток, а затем подбирают материал для изготовления мягкой игрушки. В своей работе они используют бархат, фетр, драп и искусственный мех самых разных цветов. С такими материалами легко работать, их края не осыпаются. Но даже после шитья на картоне во второй четверти, шитье на ткани дается не сразу: трудно выдерживать расстояние проколов иглы от края. Эта работа имеет и другие сложности: надо правильно раскроить детали игрушки, учитывая направление ворса, зеркально отобразить детали, экономно расположить, правильно вырезать и красиво сшить.
Первая работа, которую изготавливают учащиеся в III четверти, – игольница. Выполнение этой практической работы позволяет одним учащимся использовать при оформлении готового изделия цветок или выполнить оформление по своему замыслу. Нами специально подобрано изделие, где мало деталей, чтобы ребята не слишком уставали и не утратили интерес к работе.
Изготавливая игольницу, ребята снова исследуют по “Звездочке обдумывания” выбор материала для своей игольницы.
При изготовлении изделия дети вносят свои изменения и дополнения: изменяют форму чехла, например, закруглив углы, пришивают петельку, шнур и пуговицу. А при выборе аппликации ребятами предлагаются и кошечки, и домики, и цветочки, и орнамент.
В IV четверти повторяется работа с бумагой и картоном, но вносится элемент новизны – оригами, с использованием которого учащиеся выполняют объемную аппликацию. На занятиях ребята знакомятся с новыми подходами: бумагу можно делать не только плоской, но и объемной формы, для чего ее сгибают по определенной схеме. При выполнении практической работы дети используют полученные ранее умения и учатся применять новые знания – работать по схемам. При использовании техники оригами дети также проявляют свое творчество.
Вышеизложенное показывает, что вводить элементы творчества можно и нужно в 1-м классе, постепенно подготавливая ребят к самостоятельной творческой деятельности.

Надежда КОЛЕСНИКОВА, педагог дополнительного образования
Ижевск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте