Бытует мнение, что фундаментальность подготовки педагога должна быть связана прежде всего с его будущей профессиональной деятельностью. Но нельзя забывать и о предметной составляющей, которая очень важна.
Надо улучшать фундаментальность подготовки студентов. И как раз классические специальности, которые существуют в университете, пересекаясь с педагогическими, позволяют решать эту задачу.
Сейчас мы приступили к лицензированию новых программ – классических. На географическом факультете это экология природопользования, на математическом – математика и информационные технологии. Мы считаем это важным, потому что педагогический вуз должен развиваться комплексно. И фундаментальность подготовки студентов крайне важна. А что касается профессионально-педагогической направленности образования, нам удалось связать воедино фундаментальные знания и их применение на практике. В результате три четверти наших выпускников предпочитают работать по специальности, становятся учителями.
Сегодня в учебный процесс мы активно внедряем новые информационные технологии. Это касается и проведения занятий, семинаров, лекций, и оценки знаний студентов. Используем интернет-тестирование, он-лайн-тестирование. Преподаватели сегодня не мыслят, к примеру, чтения лекций без мультимедийного оборудования. И будущих педагогов, конечно же, обучаем этому. Наша задача – подготовить учителя, который будет в совершенстве владеть информационными технологиями, чтобы использовать их в своей работе в школе. Это мощное подспорье для учителя. Наши выпускники, как правило, приходят работать в хорошо оборудованные различной техникой кабинеты. И они должны уметь ею пользоваться.
Следующий момент касается качества образования. Сейчас много говорят об этом. Признаюсь, мне, как человеку уже немолодому, свойственна ностальгия по прежним временам. Тогда никто не говорил о качестве образования. А оно было! Конечно, во многом благодаря тем академическим традициям, которые перешли из прошлого в советскую школу…
Сегодня качество подготовки специалистов оценивает работодатель, и я должен сказать, что ни одной рекламации мы не получили. Приходят благодарственные письма. Но полной статистики пока нет. С прошлого года мы участвуем в интернет-экзамене, который проводит Рособрнадзор. Достаточно хорошие результаты были в прошлом году. Полезной была и конференция «Качество образования в университете глазами студентов». Все высказанные предложения проработали, польза есть. Конечно, помогает в коррекции организации педагогического процесса анализ результатов педагогической практики студентов пятого курса.
Непрерывная педагогическая практика – это первая ступень самостоятельной профессиональной деятельности наших студентов. Учебный план составлен таким образом, чтобы к пятому курсу студенты были подготовлены к такой длительной стажировке. Надо иметь и фундаментальные знания, и методикой владеть. Это во-первых. А во-вторых, чтобы они могли эту самую практику осуществить и сочетать с учебой. А это не так просто. Иногда я поражаюсь нашим директорам. Так загрузят по полной программе бедолагу, что ему не до занятий. Со слезами на глазах отпрашивается со спецсеминара. Вот почему после практики не все сто процентов выпускников, а только семьдесят пять – восемьдесят идут работать в школы. Но по сравнению с другими педагогическими вузами у нас хороший результат. Ведь обычно молодые учителя приходят работать в школу на восьмой разряд. А нашим выпускникам после педагогической стажировки присваивают более высокие разряды – вплоть до двенадцатого. Медалисты, победители конкурса «Педагогический дебют» безоговорочно получают его. Кстати, в конкурсе «Педагогический дебют» могут принять участие все студенты очного отделения, работающие в школе. И еще радует, что очень многие наши выпускники пишут дипломные работы, используя свой, пусть и малый, педагогический опыт. На конкретном материале. Это очень хорошо.
Комментарии