В 90-х годах прошлого века произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России, это заставило переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку как в стране в целом, так и в нашем Центре образования №1409, позволило обновить языковое образование, учитывая богатейший национальный и международный опыт в обучении иностранному языку.
Блок иностранных языков нашего ЦО осуществляет свою деятельность в рамках экспериментальной площадки по теме «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культур», что предполагает создание и внедрение в школьную жизнь различных совместных международных и межрегиональных проектов, европеизацию содержания гуманитарного образования, реорганизацию пространства жизни внутри самой школы, а также реорганизацию социума вокруг школы на основе образующейся детско-взрослой общности в рамках реализации проекта «Школа будущего». Информация к сведениюДля нашей школы характерны:- изучение 5 иностранных языков международного общения (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского);- преподавание интегративных гуманитарных дисциплин («Страноведение», «Культуроведение стран изучаемых языков»);- включение в материалы обзорных и текущих уроков аутентичных заданий из зарубежных учебников;- ознакомление с лингвистическим и культурным многообразием Европейского континента, вкладом европейских культур в мировую культуру через шефское движение «Ходоки» (Walkers); – презентация национальных праздников на изучаемых иностранных языках на общешкольных мероприятиях (Рождество, День святого Валентина, Пасха);- систематическое межкультурное общение педагогических коллективов и учащихся всех ступеней обучения в школе с представителями зарубежных школ-побратимов в других странах Европы: в Италии, в Испании, в Англии;- обмен опытом преподавания ИЯ;- участие в международных фестивалях, форумах, семинарах как детей, так и взрослых.В блоке иностранных языков преподают не только русскоговорящие преподаватели, но и носители языка. Наша кафедра принимает активное участие в подготовке и проведении «круглых столов» с участием носителей языка и авторов зарубежных учебников.В нашем блоке работают аспиранты московских вузов, участники и победители национального проекта «Образование», финалисты конкурса «Учитель года-2009. Строим Школу будущего», финалисты предметного тура «Учитель года-2009», финалисты конкурса «Учитель года-2009. Дебют», авторы разрабатываемых учебных комплектов.Мы тесно сотрудничаем с Московским гуманитарным педагогическим институтом – нашу инновационно-педагогическую деятельность курирует декан факультета английской филологии МГПИ Екатерина Зотова. В 2008-2009 учебном году все педагоги блока иностранных языков окончили курсы повышения квалификации при МГПИ. На последнем занятии учителя представили свои выпускные работы, в которых определены алгоритм, план, организация совместной с учащимися проектной работы, на кафедру английской филологии. Теоретические основы каждой работы оформляются сейчас в отдельный межвузовский сборник при МГПИ на кафедре английской филологии. Проектные работы учеников завоевали призовые места на городском конкурсе школьных научно-исследовательских проектов при МГПИ «Прорыв», на Фестивале творческих инициатив «Леонардо», а также представлены на ежегодном городском конкурсе «Страны мира: история, культура, традиции».В нашем Центре образования открыто шефское движение «Ходоки», которое предполагает проведение уроков-экскурсий, уроков-круизов по англоговорящим странам, гидами-переводчиками работают дети из старших классов. Всем известно, что, выезжая за границу, ребенок не имеет достаточных знаний по той стране, той культуре, куда он отправляется. Мы считаем, что проведение таких уроков необходимо в наши дни. Наши уроки-экскурсии строятся по принципу интегрирования английского и истории, английского и географии, английского и искусства, английского и экономики. Мы тесно сотрудничаем с лингвистическими лагерями в Италии, Испании и Англии. Дети имеют возможность выезжать в эти лагеря в течение всего учебного года, им удается не только совершенствовать языки, но и знакомиться с традициями и бытом стран изучаемых языков. Безусловно, основная концепция этого мероприятия основана на общем желании реализовать проект мира и дружбы между Россией и странами изучаемых языков, обозначив территорию свободы и процветания, на которой различные традиции и культуры представляют культурное богатство как для России, так и для стран изучаемых языков.Немаловажную роль играют средовые технологии, цель которых – создание системы олимпиад, поэтических конкурсов, праздников и недель иностранного языка на интегративной основе. Например, каждый день на неделе иностранных языков имеет свое собственное название (День поэзии, День европейской песни, День национальной кухни, День сказки, День страноведения. Содержание конкурсов и викторин предполагает включение не только английского языка, но и испанского, и немецкого, и французского, и итальянского языков). При этом учителя разработали интегративные программы, курсы, сценарии, модульные блоки, технологические пакеты, средовые сценарии; создавали учебники нового поколения; международную культурную программу для соотечественников, живущих в России и за рубежом.Один из подходов, лежащих в основе реализации проекта «Школа будущего», – это, безусловно, реорганизация пространства жизни внутри самой школы, а также реорганизация социума вокруг школы на основе образующейся детско-взрослой общности – учителей, учащихся, родителей. В нашем Центре образования 21 ноября 2008 года открылись два лингвистических школьных клуба (английский и французский). Английский клуб «Magic Hearts» («Волшебные сердца») объединяет детей начальной и средней школы. Родители совместно с детьми разработали специальную униформу для нашего клуба, у него есть также свой устав, девиз и кредо. Интересно заметить, что название клуба дети придумали самостоятельно: «У нас большие и добрые сердца, поэтому мы хотели бы поделиться нашей любовью к английскому языку со всеми окружающими!» На базе английского клуба работают секции «Английский – это здорово!» для детей 1-2-х классов, секция «Время говорить» для детей 4-5-х классов, которые совершенствуют свои знания по языку, и секция «Профессия переводчик» для детей, которые пробуют себя в качестве юных литераторов и поэтов. Французский клуб «Франкофоны из Гранд Парка» охватывает детей среднего и старшего звена. Ученики из французского клуба так объяснили свое название: «Франкофонами называют тех, для кого французский язык неродной, но кто говорит на нем или изучает его; поэтому мы тоже стали франкофонами». На базе французского клуба работают секции «Занимательный французский», «Театральная», «Лингвистика и страноведение».Стоит заметить, что основная задача клубов не только обучение детей английскому и французскому языкам, но и развитие детско-взрослой общности в стенах нашей школы, знакомство с культурным наследием стран изучаемых языков в рамках посещения различных художественных выставок. У наших клубов есть свои тематические стенды, а также альманах, где сами дети выступают в роли корреспондентов, юных поэтов и переводчиков.В феврале 2009 года состоялось открытие итальянского клуба. Идея открытия такого клуба возникла благодаря многолетнему сотрудничеству с итальянскими школами. В рамках этого направления была открыта Школа юного итальяниста, согласно утвержденной программе состоялись семинары на темы: «Италия и итальянцы», «Итальянский характер», «Просто о вкусном: итальянская кухня». Наши учителя итальянского языка участвуют в международной сессии «Методика и дидактика итальянского языка», организованной итальянским посольством. В школе проходят встречи с ведущими итальянистами России, на которых мы обсуждаем модернизацию преподавания итальянского языка.Российская школа будущего связана с выращиванием нового мировоззрения, опирающегося на ценности и представления о достоинстве человека, его национальной культуры. Роль иностранного языка в этом сложном процессе велика и неоспорима. Только незыблемые национальные традиции и культурные ценности, воплощенные как в русской культуре, так и в культурах стран изучаемых языков как средствах межнационального общения, позволят открыть географические границы для наших детей, а также позволят сформировать понимание России за рубежом и понимание европейских стран здесь, в России.Е. ГОРДЕЕВА, заместитель руководителя ЦО №1409 по языковому образованию
Комментарии