Завершил обсуждение модернизации профессионального образования в Государственной Думе РФ председатель Комитета по образованию Григорий БАЛЫХИН, с именем которого профессиональное сообщество связывает разработку и принятие новых законов, целью которых станет ускорение темпов развития системы НПО и СПО.
– В ходе обсуждения был четко изложен курс на развитие отечественной инновационной экономики, экономики знаний, базирующейся на качественном профессиональном образовании. В настоящее время, как известно, завершается формирование концепции долгосрочного социально-экономического развития нашей страны. Министерство образования и науки РФ, наш профильный комитет делают все необходимое, чтобы вопросы модернизации профессионального образования, в том числе и многие проблемы, тревожащие депутатов, заняли в этой концепции особое приоритетное место.
Как отмечал Владимир Путин на расширенном заседании Государственного совета, посвященного стратегии развития России до 2010 года, развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Я не могу не отметить, что в последние два года при непосредственном участии Министерства образования и науки РФ были приняты законы, принципиально изменившие законодательную базу профессионального образования и существенным образом повлиявшие на его модернизацию. Они направлены на создание государственной системы надзора и контроля качества образования, установление уровней высшего профессионального образования, изменение понятия и структуры государственного образовательного стандарта, участие работодателей в системе образования, введение Единого государственного экзамена, интеграцию науки и высшего образования, оплату труда педагогических работников, имеющих ученые степени, и стипендиальное обеспечение. Эти законы стали основой проводимой модернизации профессионального образования. Но для их успешной реализации необходимо еще и принятие подзаконных актов. В этом плане Министерству образования и науки есть над чем поработать.
На сегодняшний день в портфеле профильного комитета есть 11 законопроектов, большая часть которых посвящена вопросам профессионального образования. Над ними мы работаем в тесном контакте с Минобрнауки РФ.
В своем докладе на «Правительственном часе» в Госдуме РФ Андрей Фурсенко уделил внимание ключевым позициям модернизации образования, в том числе той принципиальной роли, которую сыграл и продолжает играть приоритетный национальный проект «Образование». Подчеркну, что этот проект направлен на выявление инновационных точек роста, на поддержку лидеров и стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений на проведение структурных изменений в системе образования. В дальнейшем Министерству образования и науки РФ, по мнению профильного комитета Госдумы, необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях.
Первое – активизировать контакты с работодателями и их объединениями по вопросам разработки профессиональных стандартов, учитывающих мнение рынка труда, его требования к уровню знаний и компетенциям выпускников. Решению этих вопросов могло бы способствовать проведение совместного заседания коллегии Министерства образования и науки РФ и нашего комитета при участии работодателей.
Второе – нужно продолжать работу по созданию крупных университетских комплексов не только на принципах организации федеральных университетов в рамках приоритетного национального проекта «Образование», но и по отраслевому принципу.
Третье – продолжить структурную перестройку начального и среднего профессионального образования. Это именно те уровни профессионального образования, которые сегодня требуют особого внимания. Для них важнейшее значение имеет обеспечение современным учебным оборудованием и учебной литературой. Учитывая важность подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, мы запланировали проведение в июне 2008 года соответствующих парламентских слушаний.
Четвертое – для повышения доступности профессионального образования необходимо дать студентам возможность получения образовательного кредита. Соответствующий эксперимент проводит Министерство образования и науки РФ. В то же время на рассмотрении Государственной Думы РФ уже несколько лет находится законопроект на эту тему. Нам необходимо объединить усилия для скорейшего решения этой проблемы на законодательном уровне.
Комитет по образованию внимательно рассмотрит все предложения депутатов, мы проанализируем их и примем соответствующее решение.
Комментарии