search
main
0

Учи поступками, а не словами Тема “Духовность”, 7-й класс

Цель: конкретизировать понятие духовности, формировать сознание необходимости воспитания ее в человеке.
Задачи: 1) противопоставить понятия “бездуховность” и “духовность”; 2) расширить в представлении детей перечень источников воспитания духовности, обозначить их степень значимости; 3) подчеркнуть значение духовного богатства для каждого человека и общества в целом как основы его гражданственности; 4) убедить, что источником воспитания духовности может быть то, что рядом, близко, для чего можно использовать краеведческий материал;
5) подчеркнуть, что духовность – не врожденное качество человека, а приобретенное свойство и в то же время предмет его гордости, достоинства;
6) воспитывать уважение к славному трудовому и боевому прошлому государства и русского народа;
7) учить аргументировать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей.
На доске: “История души человеческой, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа”. М.Лермонтов.
* Урок проводится после темы “Бездуховность” за счет резервного времени.

Повторение изученного материала

На прошлом уроке изучалась тема “Бездуховность”. Как вы поняли, что такое бездуховность? Какого человека считают бездуховным?
Чем опасна бездуховность для человека? Для общества?
Мы изучаем раздел “Причины правонарушений”. Как связано между собой название раздела – причины правонарушений – и бездуховность? Какой смысл вложил древнегреческий философ Платон в слова: “Главные заботы должны быть посвящены душе…”?
Что же приводит человека к бездуховности?
Как вы думаете, такие слова принадлежат человеку духовно богатому или тому, кто лишен духовной основы: “Меня волнует…то судьба древних рукописей, когда они заброшены и не изучаются, то древних памятников, которые разрушаются.., волнует судьба старых русских городов в условиях растущей промышленности, интересует воспитание в нашей молодежи патриотизма и многое, многое другое”? Объясните свое мнение.
Автором этих слов является Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся ученый-литературовед, он написал более двадцати книг, множество научных статей, изложил на современном русском литературном языке известное вам произведение “Слово о полку Игореве”. Когда в России был восстановлен в 1998 г. орден Андрея Первозванного, знак признания высочайших заслуг перед Отечеством, ордена под номером один был удостоен именно Д.С.Лихачев. Конечно, это факт и признания духовности личности ученого и патриота.
Духовность – это врожденное качество человека или ее следует воспитывать, развивать в человеке?
Какие пути воспитания духовности называют авторы учебника?
А для вас что является предпочтительными путями воспитания духовности?
Сегодня на уроке мы противопоставим бездуховности духовность, более широко определим пути, источники ее воспитания в человеке; я помогу вам убедиться в том, что воспитание духовности в себе доступно абсолютно каждому, а источники ее не надо специально и долго искать, они рядом в нами. Я позволю себе опираться на мнения известных авторитетных людей: историков, философов, писателей, поэтов, а вам сегодня на уроке могут пригодиться знания, полученные на других предметах, – истории, литературе, а также ваше умение мыслить, анализировать, делать выводы, способность отстаивать свое мнение и убеждать других, сохраняя терпимость и уважение к точке зрения одноклассников.

Изучение нового учебного материала

Я снова предлагаю вам для обсуждения другие слова Дмитрия Лихачева. Мы назвали его духовно богатым человеком. Попробуйте определить те источники духовности, которые называет автор.
“Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями являются язык, накопленные литературные произведения”…
(Важно, чтобы учащиеся назвали все источники, которые могут способствовать воспитанию духовности – красота окружающей природы в творении рук человеческих, в произведениях искусства; память народа, закрепленная в добрых обычаях и традициях; такие высоконравственные качества, как гостеприимство, доброта, умение увидеть это в другом человеке, – и сумели объяснить свой выбор. Так как возможны определенные сложности, допускается обсуждение текста в парах, и необходимо обобщение учителя в плане точности формулировок; главные слова по мере их называния и объяснения следует подчеркнуть в тексте).
Дополним ваш выбор и ваши аргументы.
Одним из источников воспитания духовности нами выделена красота – природная и сотворенная человеком. Пожалуй, человек у природы учился творить красоту. Обратимся к литературному опыту наших предков. В XIII в. неизвестный поэт в произведении “Слово о погибели Русской земли” писал о Древней Руси: “О, светло светлая и красно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями. Всем ты преисполнена, земля Русская!”
Какие чувства автор пытается передать этими словами? (Гордость, восхищение красотой родной земли).
В XX в. художник Николай Рерих, обращавшийся в своем творчестве к древнерусской истории и культуре, так написал о Руси: “Точно неотпитая чаша, стоит Русь… Причудны леса всякими деревьями. Цветочные травы. Всюду зеркала озер… Мшистые ковры богато накинуты…”
Почему художник назвал Русь “неотпитой чашей”?
Что объединяет авторов, разделенных временем в семь веков?
Красота русской природы необыкновенна, она завораживает, очаровывает человека. Я замечаю, как вы смотрите на… А скажите сами, что привлекает вас особенно в природе? (Это может быть очарование золотой осени, падающего хлопьями снега, седого тумана). Обобщим словами Е.Осетрова, писателя: “Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны – все это родное, домашнее…” Обратите внимание на завершение цитаты: автор подчеркивает, что человек может чувствовать себя наедине с природой так же уютно, как дома.
Может быть, и у вас есть такой уголок природы, где и вам также уютно, тепло, легко. К следующему уроку одно из предложенных заданий: нарисовать ваш “милый сердцу” уголок.
Смею предположить, что природная красота найдет свое продолжение в душе человека. Согласитесь ли вы с моим предположением? (Спор, дискуссия может приобрести несколько направлений: 1) например, если человек живет в условиях бедной, скудной природы, это совсем не значит, что душа его так же бедна; 2) в настоящее время природа обижена, осквернена часто человеком: но в этом случае может ли речь идти о духовно богатом человеке?)
Внешняя красота человека была как бы слита с природной красотой. Обратимся к историческим свидетельствам. Арабский путешественник Ибн Фадлан про наших предков, славян, отмечал: “…Я не видел людей более совершенных по телосложению, – как будто это были пальмовые деревья”. Известный русский историк Сергей Соловьев, соглашаясь, отмечает: “…они все похожи друг на друга: высоки ростом, статны, волосы длинные, темно-русые”. Впрочем, сами славяне в условиях родового быта мало заботились о своем внешнем облике, в систему ценностей было возведено другое. Однако природная, внешняя красота находила продолжение в творениях рук человеческих, в произведениях искусства, а это еще один, отмеченный нами на основании слов Д.Лихачева, источник формирования духовности в человеке.
А можно ли найти примеры таких творений, которые будут сочетать красоту природы и мастерство человека? Таким примером может служить православный храм. После принятия христианства в 908 г. на Руси храм стал основным сооружением, “…церкви стали частью ландшафта. Так же как, зубчатую полосу леса на горизонте, как извилистую ленту реки, путник всюду встречал стройные силуэты церквей и звонниц, издали замечал сияние позолоченных глав, привык видеть их зыблющееся отражение в реке…” (Н.Дмитриева). Обратите внимание, как сливается в одно целое пейзаж и храм.
Родного севера картина
Полей зеленых предо мной:
Необозримая равнина
И церковь Божья над рекой.
Кругом, что ни обнимут взоры,
Жилья далеко не видать;
Луга, овраги, лес да горы,
Простор, раздолье – благодать!
Как веют на сердце целебно
И этот мир и тишина!
И песнью радостно-хвалебной
Опять душа моя полна.

Каким законом руководствовались наши предки при возведении храма? В нашем древнем городе, которому более 700 лет, сохранились храмы. Как часто вы обращаете на них внимание, или они стали привычной частью городского пейзажа? Что привлекает ваше внимание? Почему? В чем нашел свое отражение принцип красоты в храме? (В обсуждении данных вопросов можно не ставить точку, предложить учащимся не просто посмотреть, а всмотреться и увидеть архитектурные элементы, обуславливающие неповторимый облик храма, задуматься о символическом значении храма – дом Бога, образ Иисуса Христа, символ корабля – и символическом значении структурных элементов: купола, колончато-аркатурный пояс, ориентированность храма на восток и др. Возможны трудности в восприятии и анализе детьми данного материала, поэтому во внеурочное время разумно учителю организовать и провести экскурсию. Свои наблюдения, выводы можно попросить оформить в письменном варианте “Я видел столько раз.., но впервые заметил…”) Храм не просто здание, а место духовного единения людей, православных верующих. Я употребила сочетание “духовное единение”: почему оно применимо по отношению к храму?
Обратимся к словам Михаила Лермонтова, которые записаны на доске. В каком смысле здесь употребляется сочетание “человеческая душа”? О каком человеке говорят: “черная душа”, наоборот, “светлая душа”? (То есть имеется в виду присутствие определяющих качеств человека).
Духовно богатый человек – это какая душа (рисуем словесно красками)?
А светлая, яркая душа – это, конечно, присутствие в человеке высоконравственных качеств. Какие из них называет Д.Лихачев? (Гостеприимство, доброта). Оказывается, эти качества формировались в русском человеке исторически. Вот как их объясняет Сергей Соловьев: “Все писатели единогласно превозносят готеприимство славян, их ласковость к иностранцам, которых усердно провожали из одного места в другое… странник, хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о человеке и роде гостеприимном…”
Такие качества становились достоянием целого народа, считались традиционными, объявлялись чертами национального характера, поскольку формировались под влиянием исторических условий.
Можете ли вы назвать другие подобные качества и подтвердить их историческими примерами? (Например, мужество, стойкость, героизм, воинская честь и доблесть, отвага человека-патриота. Можно напомнить слова князя Святослава, обращенные к дружине: “Не посрамим земли русской! Ляжем здесь костьми: мертвым нет срама!”; поступок Дмитрия Донского, уничтожившего переправу через Дон в знак того, что нет пути для отступления, и т.п. Трудолюбие: в силу климатических условий человек, по словам В.О.Ключевского, “приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил и привыкал работать скоро, лихорадочно и споро”.
Терпение, выносливость: “Крестьянское терпение выносливо…и гнется, да не ломится, не ломится, не валится” (Н.Некрасов. “Кому на Руси жить хорошо”).
Учителю на данном уроке не следует самому называть примеры качеств, учащиеся дома попытаются их определить и подтвердить соответствующими примерами).
Работу по этой части урока можно обобщить словами Василия Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту”.
Что значат слова “сохранил, возвел в степень уважения”? (Важно, чтобы эти качества получили признание и сегодня ценились, передавались, как нечто самое дорогое – духовная основа, богатство – из поколения в поколение).
Закрепление изученного материала. Итог урока. Домашнее задание (определение перспективы).
Хочу предложить вашему вниманию фрагменты произведений древнерусской литературы, яркие афоризмы: они указывают как раз на те качества, которые ценились, считались значимыми. Я читаю афоризм, а вы попробуйте определить это важное для человека качество.
“Лучше овощная пища, предложенная с любовью и расположением, чем теленок – с враждой” (указание на гостеприимство, доброжелательность, искренность в общении).
“Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него” (сохранение верности дружбе, благорасположенность).
“Уча учи поступками, а не словами” (авторитет старшего, мудрого).
“Ленивый хуже больного: ведь больной, если лежит, то не ест, а ленивый и лежит, и ест. Мать зла – лень” (трудолюбие).
“Заткнутый сосуд и молчаливый человек – неизвестно, что в них есть” (открытость характера).
“Не радуйся, видя других в беде” (взаимоподдержка, взаимопомощь).
Мы не ставим финальную точку в нашем уроке, к теме урока будем возвращаться и на других занятиях, на классных часах. Степень отзывчивости в ваших сердцах материала сегодняшнего урока выразим наглядно: предлагаю каждому на подготовленный стенд поместить “сигнал настроения” (красный квадратик – “для меня работа была плодотворной и полезной”, желтый – “в целом я доволен, но в деталях…”, синий – “урок для меня бесполезен”).
Домашнее задание на выбор:
1) нарисовать любимый уголок природы; представить защиту рисунка;
2) найти в художественных произведениях такие описания природы, которые заставили вас увидеть яркую, образную картину, произвели особое впечатление;
3) оформить письменно свои рассуждения после экскурсии “Я видел столько раз… но впервые заметил”… или нарисовать памятники древнерусского зодчества нашего города;
4) подобрать примеры из литературы, истории, подтверждающие качества русского человека, составляющие основу его духовности.

Вера КЛИМОВА,
учитель граждановедения

Старицкий район,
Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте