1 сентября 1991 года я пришла работать учителем русского языка и литературы в школу. За 30 лет изменилось многое…
Изменились школа, ее техническое оснащение, объемы знаний, электронные средства подачи материала, изменились дети, изменилась я. Если в 90‑е годы говорили о том, что настанет время, и мы будем видеть друг друга, общаясь по телефону, и это казалось фантастикой, то сейчас мы ведем уроки для учеников, находящихся в разных районах, городах и даже странах.
И к этим урокам в Teams, в Zoom может подключаться не один класс, а целая параллель. Если студенткой педагогического университета я создавала раздаточные материалы по русскому языку, всевозможные средства наглядности (таблицы, карточки) и покупала фильмы на кассетах, чтобы показать на уроках литературы детям, то сейчас практически в каждом кабинете есть электронные доски, выход в Интернет, в библиотеку МЭШ, где выложены тесты, аудиозаписи, небольшие видео по разным темам, и любой материал можно подать ярче, нагляднее, интереснее. А сколько времени уходило на оформление бумажного журнала класса! Сейчас мы избавлены от этого: электронный журнал контролирует списки, даты, темы.
Изменилось само содержание обучения: материал по программам представлен глубже, академичнее, есть вариативность учебников. Раньше такого разнообразия тематических планирований не было. На смену экзамену по русскому языку в 9‑м классе (диктанту) пришел ОГЭ, где надо продемонстрировать свои знания, решая тест, воспроизводя на слух текст (изложение), формулируя свои мысли в сочинении. А в 11‑м классе теперь главный обязательный экзамен по русскому языку – ЕГЭ – задания с выбором ответа, сочинение. И надо не только подготовить учеников к достойной сдаче ЕГЭ, надо учиться самой: меняются задания, формат сочинения, даже подходы к его проверке. Школа – это бесконечное обучение и развитие и детей (школьников), и взрослых (учителей).
Мой сын однажды спросил: «Как можно каждый год объяснять одни и те же темы, где же развитие?» Темы одинаковые, а дети другие – с другим опытом жизни и интересами, да и я каждый год другая: с возрастом появляется больше опыта, расширяется кругозор, больше можешь объяснить, на какие-то нюансы обратить внимание. Хочется проводить такие уроки, чтобы самой каждый раз было интересно.
В прошлом году пандемия поставила все с ног на голову, мы и не подозревали, что обучение может стать дистанционным. Но это был новый вызов всем: время урока сократилось, ведь сидеть по 6-7 уроков перед компьютером детям нелегко, надо было излагать материал компактно, ярко, сохранить глубину подачи, интерес. Такого количества презентаций для разных классов я никогда не делала. А как радовала ответная реакция 9‑х и 10‑х классов! Какие замечательные групповые ответы готовили они!
За годы работы в школе я выпустила 13 классов, подготовила больше двадцати 100‑балльников по русскому и литературе, дошла до суперфинала в конкурсе «Учитель года»-2006 в Москве, получила Премию Президента Российской Федерации, звание «Почетный работник образования». О чем еще можно мечтать? Я хочу прийти 1 сентября в школу, увидеть умные и пытливые глаза моего 11‑го класса, прожить с ними еще один год вместе, развиваясь, меняясь, надеясь, что мой труд и моя любовь к ним не напрасны.
Татьяна ТАРАСОВА, учитель русского языка и литературы школы №1900
Комментарии