search
main
0

Ученый малый, но педант. Работа с текстом художественного произведения при его анализе

Работу с текстом художественного произведения нельзя рассматривать в отрыве от анализа этого произведения. Как часто в своей работе мы сталкиваемся с тем, что рассказ, повесть, роман не прочитаны учащимися, а если и прочитаны, то схвачены только основные сюжетные линии. А ведь писатель рассчитывает на читателя, способного «работать, думать, чувствовать, догадываться, воображать». Вдумчивый анализ художественного произведения не заглушает и не подавляет эти чувства, но содействует развитию и утончению эстетического восприятия и художественного вкуса.

Белинский справедливо подчеркивал, что без знания нет наслаждения и что необходимо отдавать себе отчет в этом наслаждении, исследовать его причины.

Школьный анализ – трудное искусство. Оно требует от учителя эмоционального накала, глубины и самостоятельности суждения, искренности и убежденности. Работа по анализу содержания, по анализу образа героя может и должна сыграть воспитательную роль в переходный период становления личности от 13 до 17 лет, когда в характере дают себя знать наследственные начала, остро выявляются недостатки воспитания, проявляются обостренное внимание, крайняя нетерпимость к малейшим ошибкам взрослых и неумение замечать свои собственные; становятся ощутимой склонность отключаться из-за малейшей несправедливости, рубить с плеча и вообще во всем хватать через край.

При изучении и анализе текста искусство учителя состоит в том, чтобы не навязывать готовых выводов, а умело вести к ним учащихся.

Анализ художественного произведения может иметь следующие пути: пообразный, целостный и проблемный.

Пообразный, или «традиционный», анализ – это прежде всего работа по осмыслению образов.

Целостный анализ намечает другой путь: по ходу действия. И на этом пути прослеживаются судьбы героев, производится аналитическая работа по уяснению идейной сущности каждого образа.

Проблемный путь анализа художественных произведений предполагает рассмотрение наиболее важных проблем, освещаемых автором.

Главные этапы проблемного пути: учащимся предлагается прочесть произведение и установить, какие проблемы в нем освещаются (социальные, морально-этические), постараться четко сформулировать эти проблемы. На уроке отбираются темы, которые будут обсуждаться, и решается вопрос об отборе из текста материала для обсуждения каждой темы в отдельности.

Проблемный анализ практикуется преимущественно в старших классах. В средних классах предпочтение дается целостному и пообразному.

Вот примерные вопросы, путь, по которому мы приступаем к целостному анализу «Евгения Онегина».

Этот роман прочитывается, как правило, плохо. Учащиеся запоминают только любовную линию романа. Для того чтобы поддержать этот интерес, учащимся естественно задать вопрос: какие эпизоды из жизни Онегина, Татьяны и Ольги, Ленского запомнились? Тут ответы разные: письмо Татьяны, ответ Онегина, дуэль и так далее. Задаем еще вопрос: дуэль запомнилась? Перечитаем эти строфы. Что же произошло с Онегиным? Человек, несомненно, высокой культуры, друг Ленского, проводивший с ним еще недавно вечера в интересных разговорах, стал убийцей друга. Произошло нечто ужасное. Что это – роковая случайность? А может быть, в этом есть закономерное? Теперь можно приступать к анализу первой главы.

Целостный анализ романа не обязывает нас к полному прочтению его в классе. На ряде уроков приходилось наблюдать, как читается строфа, а далее учителем задается вопрос: о чем здесь говорится? Затем следует неумелое пересказывание пушкинских строк. Иной раз комментируется неумело не только учащимися, но и учителем. Так, при анализе в одном из классов прозвучали вопросы: что объединяло Ольгу и Ленского? Как повели себя соседи по отношению к Онегину? Как прошли именины Татьяны?

Все эти вопросы, не имеющие важного значения при анализе, на уроках звучат, а нужные, необходимые вопросы не задаются учителем из-за нехватки времени.

В классе необходимо прочитать избранные строфы из первой главы, строфы о Ленском и Лариных из второй главы, всю третью главу, свидание в саду – из четвертой главы, сон и именины Татьяны – из пятой главы, дуэль – из шестой главы, полностью седьмую и восьмую главы.

Читая первые строфы первой главы, надо стремиться передать характер легкой, остроумной, непринужденной беседой с читателем, который свойственен этой главе. Лучше всего, если учитель читает наизусть или лишь иногда заглядывает в книгу, во всяком случае отрывая глаза от текста и передавая многообразие интонаций речи. Чтение в классе должно возбудить живой интерес учащихся, их эстетическое чувство, дать представление о богатстве речевых интонаций, об изумительной красоте, изяществе этого «собранья… пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных».

Чтение первой главы требует комментария. Это может быть объяснение иноязычных или устаревших слов, краткие справки бытового историко-литературного характера, однако нельзя отвлекать девятиклассников от романа, нужно лишь делать читаемое более осмысленным. Комментарии даются или перед чтением главы, эпизода, более или менее законченного фрагмента, или после чтения, ни в коем случае нельзя поминутно прерывать чтение для пояснения – это разбивает впечатление.

При анализе глав задаем вопросы чаще всего по содержанию. Например: расскажите о детстве Татьяны, ее наклонностях и характере. Но необходимо сочетать целостный анализ с проблемным. Это значительно интереснее, заставляет учащихся глубже вчитываться в строчки, мыслить, жить образно. Этот вопрос можно поставить по-другому: почему Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой»? Как эта сжатая характеристика развивается в романе?

Или при анализе первой главы мы ставим вопросы:

– Чем наполнена жизнь Онегина?

– Был ли он счастлив?

– Чем пытается заняться?

На эти вопросы следуют ответы: «Не находит дела, безделье надоедает», – и так далее. Но чаще всего не звучат ответы, где бы акцентировалось внимание на резком, критическом, охлажденном уме Онегина. А вот если поставить вопрос так: найдите доказательство духовной незаурядности Онегина. Далее осторожно и умело вести ребят к пониманию того, что этому бездействию способствовало все: и воспитание, и среда, и образ жизни, «однообразной и пестрой», невыносимые для человека с душой. Иногда учитель при анализе шестой главы долго говорит о Зарецком, выясняя, какую роль он играет, перечитывается картина дуэли, ставится вопрос: «Что мы сейчас узнали?» Класс в это время не работает с текстом, не извлекает из него нужные цитаты, не подчеркивает их. Необходимо поставить вопрос по-иному: как мог Онегин, «всем сердцем юношу любя», так жестоко подшутить над ним и убить его на дуэли? Затем попросить найти ответ в тексте. Это бы сделало работу интереснее, учащиеся могли бы отметить сложные и противоречивые чувства Онегина.

Когда мы заканчиваем анализ романа, то в восьмой главе акцентируем внимание на изображении петербургского света, на том, как изменилась Татьяна, и совершенно забываем о том, что изменился Онегин. Необходимо, чтобы прозвучали отрывки из главы «Путешествие Онегина», заострить внимание на трех испытаниях, изменяющих его характер:

– убийство друга;

– путешествие по России, во время которого он увидел народ, размышлял об историческом прошлом его и настоящем;

– любовь к Татьяне.

В восьмой главе Онегин – переродившийся человек. Итак, проводя целостный анализ романа «Евгений Онегин», лучше всего совмещать его с проблемным, а от учащихся требовать подчеркиваний, закладок, даже небольших заметок в тексте.

Марина КОТОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы билибинской СШ №2, учитель года Чукотского автономного округа-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте