search
main
0

Ученые выявили проблемы родителей, дети которых учатся в госпитальных школах

Сотрудники Московского городского педагогического университета (МГПУ) провели исследование, позволяющее выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители длительно болеющих детей. Результаты опубликовали в журнале Education Sciences.

Фото: pexels.com

По сведениям ученых, в России каждый год в стационарах проходят лечение около 6 миллионов детей. Правила, разработанные в Минздраве и Минобрнауки России, предусматривают, что обучаться такие дети должны там же, где лечатся – в медицинских учреждениях с подразделениями, оказывающими высокотехнологичную медпомощь. Поэтому именно в них на базе медицинских центров созданы специальные образовательные структуры – госпитальные школы. Поскольку к детям, которые находятся на длительном лечении, необходим особый подход, а также методика обучения, то возникло новое направление – госпитальная педагогика. Она делает актуальным научные поиски основ для построения специальных образовательных методик, технологий работы педагогов с находящимися на лечении детьми.

Исследователи из МГПУ провели обзор зарубежной и российской литературы, которая касается обучения родителей и педагогов хронических больных детей. Чтобы выявить наиболее эффективные подходы и технологии, ученые проанализировали национальные и международные образовательные документы, изучили новый опыт подготовки тьюторов в медицинской среде.

Чтобы подкрепить теорию фактическим материалом, ученые опросили учителей и родителей с помощью анкетирования, исключающего непосредственный контакт с респондентами. Это позволило получить объективные данные.

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство родителей (92%) считают необходимым получать новые знания, чтобы понимать психологическое состояние своих детей, связанное с их болезнями и лечением. Взрослые также стремятся овладеть навыками для поддержки ребенка в обучении и в процессе лечения.

Кроме того, 66% родителей сообщили о психологических проблемах в общении с детьми, 53% не знают, как помогать ребенку в стрессовых ситуациях, 35% испытывают трудности с освобождением от чувства вины, 32% сказали о том, что им сложно организовывать коммуникацию их ребенка со сверстниками, почти треть не понимает, как помочь ребенку преодолеть страх.

Также 30% респондентов беспокоит то, как дети приспосабливаются к новым обстоятельствам, 44% указали на важность понимания того, как можно преодолеть стресс в процессе разрешения  конфликтов между партнерами в семье, половина не знает, как правильно выстроить взаимоотношения больного ребенка с его братьями и сестрами.

Большинство родителей не устраивает недостаточная осведомленность о психологических, эмоционально-волевых, когнитивных и коммуникативных особенностях своих тяжелобольных детей.

Ученые МГПУ также опросили педагогов. В ходе исследования выяснилось, что наиболее эффективной формой работы с детьми, которые проходят лечение, является игра (так полагает 70% опрошенных), беседа (83%), а также совместный труд (57%). Больше половины педагогов испытывают трудности в оказании помощи болеющим детям в стрессовой ситуации. При этом 15% педагогов испытывают трудности в общении с учениками, которые долгое время болеют.

Эксперты МГПУ отмечают, что в мире существуют опыт подготовки педагогов. Однако совместное обучение учителей и родителей пока не практикуется. Идея создать программу совместного обучения педагогов для госпитальных школ и родителей детей, которые долго лечатся в стационарах, возникла в ходе поиска и проектирования ученых МГПУ и специалистов проекта Учим/Знаем, а также педагогов из госпитальной школы ФНКЦ имени Димы Рогачева и РДКБ.

Проведенное исследование позволило авторам прийти к выводу, что в настоящее время госпитальным школам нужна специальная подготовка педагогов, а родителям находящихся на длительном лечении детей необходимо осваивать технологии оказания своевременной психолого-педагогической помощи, методы их социализации.

Кроме того, исследование свидетельствует, что наибольшую эффективность показали программы дополнительного профобразования, в которых объединены возможности и ресурсы как формального, так и неформального обучения.

Ученые также обратили внимание на необходимость создания на сетевой основе ресурса постпрограммного сопровождения и поддержки родителей болеющих детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте