Авторство одного из шедевров Национальной галереи Лондона – картины «Самсон и Далила», до недавнего времени однозначно считавшейся работой Рубенса, поставлено под сомнение. Ученые при помощи искусственного интеллекта (ИИ) обнаружили, что на 90% полотно является подделкой.
Питер Пауль Рубенс написал «Самсона и Далилу» в 1610 году. Картина в 1980 году была продана с аукциона за £ 2,5 млн. ($3,4 млн.) – ее приобрела лондонская Национальная галерея (НГ). Вскоре некоторые скептики засомневались в подлинности шедевра, однако затем их голоса растворились во времени.
Несколько десятилетий посетители НГ наслаждались искусным творением великого нидерландского живописца, не опасаясь подвоха. На этом фоне сенсационно прозвучали результаты исследования, проведенного швейцарскими экспертами, которые при помощи программы ИИ установили (с точностью до 90%), что картина является копией утерянного оригинала Рубенса, пишет британская газета Daily Telegraph.
Ученые сканировали картину, используя искусственный интеллект, способный скрупулезно исследовать каждую клеточку холста, и пришли к выводу, что мазки кисти на полотне не принадлежат Рубенсу. Они, как отпечатки пальцев на руке, уникальны для каждого художника. Эксперт Карина Повович, по ее признанию, была шокирована этим открытием, поскольку все фрагменты картины оказались на 90 процентов фальшивыми.
Для чистоты эксперимента ученые сканировали другую картину Рубенса «Вид на Хет Стин ранним утром», в подлинности которой ни у кого не возникали сомнения. Была использована та же программа ИИ. Результаты показали, что полотно на 98,76% принадлежит кисти знаменитого нидерландского художника.
Комментарии