search
main
0

Ученые в погонах

В рядах российских ученых достойное место занимают профессионалы в погонах. Сфера их деятельности – система знаний об обеспечении безопасности государства специфическими военными средствами, подготовке и ведении войны, связанной со специфическими отраслями различных общественных, естественных и технических наук.

Несмотря на то что известны многие трактаты полководцев и военных теоретиков, живших задолго до нашей эры, общепризнано, что зарождение основ военной науки началось во второй половине XVIII в.

В России развитие военно-теоретической мысли шло самобытным путем с критическим учетом мирового и прежде всего европейского опыта. Народам нашей страны часто приходилось вести войны за свободу и независимость своей Родины, в защиту ее государственных интересов. Из 537 лет со времени Куликовской битвы (1380 г.) до окончания Первой мировой войны (1918 г.) Россия провела в битвах более 334 лет. Она вынуждена была один раз выступать против десяти противников, 25 раз – против троих, 37 раз – против двух.

В середине XYIII в. основное внимание отечественных военных деятелей и теоретиков было сосредоточено на общих вопросах теории и истории военного дела. Об этом свидетельствует, в частности, поданная в Сенат докладная записка «О военной науке». В ней граф, генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов (1710-62 гг.) изложил свои взгляды на войну, армию и военное дело, одним из первых в истории Отечества высказал мысль о важности военной теории, поставил вопрос о создании в России высшей военной школы – Академии военных наук. Позже он представил проект образования так называемого военного департамента для обучения офицеров военной науке.

Общепризнанным авторитетом в 60-70-е годы XYIII в. был фельдмаршал А.П. Румянцев (1725-96 гг.). Он хорошо понимал самобытность России, подчеркивал в своих трудах: «Мы… по своей великой обширности, разнообразному и большей части дикому соседству, и в самих обывателях разноверию, меньше всех… сходствуем с другими народами». Он первым сделал вывод, что «военная наука должна быть национальной и обязательно учитывать геостратегическое положение государства».

В 1911-15 гг. в России было начато издание Военной энциклопедии, обобщавшей военную теорию того времени. К сожалению, Первая мировая война не позволила полностью осуществить это издание. В нем, в частности, было дано определение военной науки, сформулирован ее предмет исследования, раскрывались некоторые принципы военного искусства. «Военная наука, – говорится в энциклопедии, – занимается всесторонним исследованием войны. Она изучает: 1) явления в жизни общества и 2) силы, средства и способы для ведения вооруженной борьбы. Первая область исследования входит в социальную динамику, вторая – технически военная, теория военного искусства».

В Великой Отечественной войне 1941-45 гг. военная наука продемонстрировала способность в короткие сроки поставить свои достижения на службу обороны. Один из многих ее успехов – создание и внедрение в войска гвардейских реактивных минометов «Катюша».

Уже 10 июля 1941 г. Государственный комитет обороны создал Научно-технический совет. Как только в войне наметился коренной перелом, правительство сочло необходимым демобилизовать из действующей армии некоторые, наиболее важные в научном плане, категории специалистов. Тогда же почти 80 вузов страны получили разнарядку на освобождение их студентов от мобилизации и отправки на фронт. В 1945 г. в стране уже насчитывалось 2061 научное учреждение.

В послевоенные годы с участием военных ученых были обеспечены прорыв в космос, первый термоядерный управляемый процесс и другие достижения. Но в целом основная масса ученых считает, что объектом исследования военной науки является война, вооруженная борьба. Безусловно, ее нельзя отрывать от других форм борьбы, явлений общественной жизни, рассматривать изолированно от морально-политического и экономического факторов. Военная наука не может полноценно изучать вооруженную борьбу без глубокого знания экономической и политической сущности войны, как и без знания законов диалектики, но она не исследует их непосредственно, а опирается на выводы других наук.

Сегодня к числу актуальных проблем военной науки можно отнести определение стратегического характера возможных войн, будущего облика Вооруженных Сил РФ. Среди них и проблема предотвращения войн, обеспечения военной безопасности России в теории стратегии, исследование проблем ведения военных действий по прикрытию и обороне госграницы в теории оперативного искусства. Важно и обоснование направлений повышения эффективности систем управления с учетом создания новых группировок Вооруженных Сил РФ и выполнения международных договорных обязательств в теории управления Вооруженными Силами. Актуально обоснование приоритетных направлений военно-технической политики, а также обеспечение перехода к программно-целевым методам создания систем (образцов) вооружения и военной техники в теории вооружения, а также военно-техническое обоснование мероприятий по реорганизации Вооруженных Сил РФ в новых социально-политических и экономических условиях, их перехода на качественные параметры. Словом, проблем много. И военная наука дает убедительные ответы на главные вопросы развития наших Вооруженных Сил и обороны страны.

Николай РОЯНОВ, кандидат военных наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте