Важная составляющая человеческого бытия заключается в невероятной способности мозга постоянно обучаться. Однако сам процесс усвоения новых знаний и навыков до конца не изучен.
Последние исследования американских ученых позволили вплотную подобраться к разгадке функционирования памяти, выяснив влияние отдыха (даже краткосрочного) на закрепление полученных в ходе обучения навыков. Их результаты описаны в Cell Reports.
Для участия в эксперименте отобрали 30 добровольцев, которым была поставлена задача – набрать недоминантной рукой ряд цифр в определенной последовательности. На весь процесс отводилось 10 секунд, после чего следовал отдых такой же продолжительности. Каждый цикл был повторен 36 раз. При этом активность работы головного мозга регистрировалась на аппарате МЭГ.
После анализа полученных данных, исследователи обнаружили, что в периоды кратких перерывов на отдых мозг добровольцев работал в 20 раз быстрее, нежели во время усвоения новых навыков. В эти короткие передышки в мозгу происходит консолидация полученных знаний. Они как бы раскладываются «по полочкам», откуда потом их человек достает.
Следовательно, эффективность обучения, прерываемого краткосрочными паузами, во много раз возрастает. Беспрерывное обучение часто приводит к тому, что часть загруженных в подкорку знаний (а то и все целиком) очень быстро улетучиваются. По этой причине специалисты советуют делать небольшие передышки в усвоении той или иной информации.
Комментарии