Число студентов, оценивающих свое социальное самочувствие как негативное, за время пандемии увеличилось с 36,6% до 53,6%. Об этом сообщила сотрудник Приднестровского научного центра Российской академии образования (РАО) Ольга Коломиец на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии как науки и практики в Приднестровье».
По мнению ученых, пандемия и вызванные ею социальные трансформации оказались катализатором проявления негативного социального самочувствия студентов. А карантинные ограничения стали для учащихся фактором, который вызывает серьезный дискомфорт.
Согласно проведенному исследованию, участниками которого стали 120 студентов 2 – 4 курсов факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета, почти 60% молодых людей смотрят в будущее с оптимизмом. При этом они отмечают, что в будущем по сравнению с настоящим будут чувствовать себя гораздо лучше. Пессимистичный настрой у себя отметили чуть менее 20% опрошенных.
Отмечается, что несмотря на негативное социальное самочувствие, которое вызвано коронавирусными ограничениями «в моменте», большинство студентов сохраняют оптимистичный настрой. Ученые считают, что введение карантинных мер все-таки не является для молодых людей первостепенной проблемой, а также не ощущается как самое серьезное затруднение в жизни.
На научно-практической конференции, которая прошла на базе Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, также обсуждался широкий круг проблем, связанных с современным состоянием психологической науки и практики в Приднестровье. Стоит добавить, что исследование психологического самочувствия студентов проходит во многих странах. При этом Российская академия образования (РАО) выступает ключевым научно-методическим центром по этому направлению.
В 2020-2021 годах учеными РАО под руководством академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии Сергея Малых было проведено исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников. Согласно проведенному анализу, 26,5% российских студентов сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, 20,9% – страдают от эмоциональных проблем, 8,7% – испытывают проблемы поведения. Ученые РАО считают, что развитие у студентов психологической устойчивости, а также их мотивация к просоциальному поведению могут послужить ресурсом преодоления эмоционально-поведенческих проблем.
Среди рекомендаций, которые дают исследователи по этому вопросу, разработка программы адаптации студентов первых курсов, а также повышение психологической квалификации преподавателей высшей школы. Это, в свою очередь, должно стать профилактикой негативных социально-психологических явлений в среде российских университетов.
По словам Сергея Малых, создание системы психологического сопровождения позволит решать целый ряд и других, важных для высшего образования, задач. В частности, разработка индивидуальных траекторий обучения, предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников.
Комментарии