Ученикоцентричность – новая тенденция образования, рассматривающая ученика как центр образования, превращающая его из объекта образования в субъект и наделяющая рядом полномочий, свободой и личным выбором.
Многим известен афоризм отечественного педагога В.А.Сухомлинского «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Возможность ученику стать творцом собственных знаний, навыков и умений проявляется в правильной организации педагогического процесса. Так, например, ученикоцентричная школа направлена на развитие у учащихся таких личностных компетенций, как креативность, творческое мышление, неординарный подход к решению важных педагогических задач, свобода мнения и самовыражения себя в рамках предложенной педагогической концепции.
Стоит отметить, что не только организация педагогического процесса на уроке иностранного языка, но также и проведение внеклассных мероприятий и досуга на иностранном языке способствует развитию у учащихся новых возможностей самореализации себя как субъекта образования.
Учащиеся могут участвовать в различных проектах на иностранном языке, таких как рассказ о себе, своей семье, своем хобби, друзьях, школе, любимом животном, каникулах и любимых праздниках. В таком виде деятельности ученики могут проявить себя, самостоятельно и свободно выразить свои мысли по предложенной теме, а также использовать различные средства визуализации, компьютерные технологии: презентации, картинки, графики или навыки рисования, что благотворно влияет на развитие креативного мышления, самореализации себя и своего языкового потенциала.
Другие виды деятельности – внеклассовый досуг, проведение перемен на иностранном языке, подвижные игры, игры с мячом и использованием знакомой лексики на иностранном языке – помогают ученикам не только закрепить полученные на уроке знания, но и почувствовать себя более раскованно и свободно за пределами атмосферы академического пространства.
Третий вид деятельности заключается в различных видах конкурсов, проводимых на иностранном языке. Так, например, фонетический конкурс становится решающим фактором для самосовершенствования учащихся, доказывая то, что хорошее произношение является залогом успеха, а значит, победы.
В рамках предметной недели иностранного языка проведение такого мероприятия, как Ich lerne und lehre («Я учусь и учу»), подготовка и поведение креативных занятий 7‑ми классами для 4‑х помогает учащимся проявить себя в роли преподавателя, генератора новых педагогических идей и концепций.
Таким образом, ученикоцентричная школа позволяет каждому ученику развивать себя, свою личность и способствует становлению личностного творческого образа учащегося.
Вероника БЫЦЫК, учитель иностранного языка школы №1527
Комментарии