search
main
0

Ученик в пространстве школы,. или Квест, который каждый создает для себя

​Главное, что приобретает учащийся в школе, живущей в системе индивидуальных учебных планов, – школе №1310, – возможность выбора образовательной траектории и уважения своей позиции.

Как осуществить выбор, если еще не вполне ясно, какие профессии будут востребованы завтра? Проектирование и освоение виртуальной реальности, геймификация и чат-боты в различных сферах, использование больших данных (big data) и др. требуют новых умений, которые должны наращиваться и совершенствоваться постоянно.Ученику непросто встать в позицию определяющего свой завтрашний день, потому что это требует ответа на вопросы, касающиеся- прогнозирования – «Какие предметы я выбираю для изучения?»; – проектирования – «Какой я вижу программу своей образовательной деятельности?»; – конструирования – «Какие сроки и какие средства мне нужны, чтобы реализовать свой маршрут?». Индивидуальный учебный план реализуется в школе №1310 два года. Когда шло непростое обсуждение, определение точек риска, мы искали ответы и задавали новые вопросы, понимая, что у наших учащихся образовательная траектория будет различаться, конечный результат с точки зрения полноты и качества обучения тоже, но каждый должен получить возможность выбора.Проведя анкетирование уже на первом уроке лингвистического анализа текста (в нашем филологическом классе есть такая возможность – говорить о лингвистическом и имманентном анализе текста), мы с некоторым удивлением осознали: почти никто из наших десятиклассников не видит себя «кабинетным» филологом. Они видят себя сценаристами, теле- и радиоведущими, иллюстраторами, создателями комиксов и артистами.  И получив такой веер образовательных потребностей, наша филологическая кафедра определила главное: при одинаковой лингвистической углубленности в преподавании курсов русского языка и литературы нам необходимы различные прикладные аспекты.С какими трудностями сталкивается учитель при реализации работы школы по индивидуальным учебным планам?При сохранении классов происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько групп для разноуровневого изучения учебных предметов, при этом предмет преподается во всех группах по единой программе, по единым учебникам, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. Необходим постоянный контакт с куратором класса, с психолого-методической службой, с родителями, которые тоже активно участвуют в формировании образовательного маршрута. Готовить к завтрашнему дню с позиций вчерашних методик – заранее сдать позиции, значит, мы учимся сами, ищем новое, опираясь на традиции. Для ученика, склонного к определенному предметному выбору, стремящегося заниматься исследовательской деятельностью, имеющего реальные успехи в науках, отличающегося целеустремленностью, работоспособностью, самоорганизацией, желанием познавать окружающий мир в большем объеме и на более высоком уровне, ИУП даст возможность углубления знаний и умений в интересующих его предметах, будет способствовать развитию исследовательских навыков, осознанному участию в предметных олимпиадах (а не потому, что больше никто не хочет), в интеллектуальных конкурсах, конференциях. Инновационные форматы работы помогут увлечь таких детей творчеством, воспитать в них будущих профессионалов. Это могут быть профильные смены в лагере «Сириус», создание альманаха лучших творческих работ по итогам изучения курса: стилизации и пародии, освоение жанра рождественского рассказа или жанра «десятиминутной драмы» (Е.Замятин); участие в конкурсе буктрейлеров и встречи с учеными, методистами; разработка квестов (одного из жанров игр, требующих решения умственных задач для продвижения по сюжету, который может быть предопределенным или давать множество поворотов, зависящих от действий игрока).Для ученика, который долгое время не знал успешности, потеряв интерес не только к урокам, но к школе вообще, пополняя группу людей, не вписывающихся в требования к работнику любого современного и высокотехнологичного предприятия, компании, фирмы, введение ИУП может стать сильным мотиватором изменения ситуации – они начинают заниматься в том темпе и с теми требованиями, которые создают возможность изменить отношение к себе и к школе. Для этого есть очные и дистанционные консультации с учителем, возможность выбрать форму работы из предложенных: например, не эссе о лингвисте или из современных лингвистических словарей, а создание страницы ученого в одной из социальных сетей; не анализ текста, а его визуализация (которая, отметим, невозможна без понимания читаемого). Такие формы работы каждому позволят найти свой аспект изучения языка в плане подготовки к будущей профессии. И тогда каждый наш выпускник пройдет свой квест успешно.Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы школы №1310

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте