Ставя во главу стола качество образования школьников XXI века, необходимо учитывать специфику обучения в эпоху IT. В чем же его особенность? Что представляют собой информационные технологии, которыми надлежит овладеть каждому участнику учебного процесса? Какие требования предъявляются к современным учителям и ученикам? Рассмотрим эти вопросы с позиции педагога и человека, заинтересованного в результатах нашего образования.
На мой взгляд, наряду с основными возникает и вопрос общения, взаимопонимания. Сложно не заметить коренные изменения, произошедшие в лексическом запасе нашей молодежи за последние три-пять лет. Эти нововведения также во многом связаны с развитием информационных технологий. Появление новой лексики – «атомики», «браузеры», «юзеры», «скриншоты», «e-Sports», «буктрейлер» – повергает непросвещенного пользователя в первобытный шок. Однако стоит неделю пообщаться с современными детьми, и уже начинаешь понимать, что без этого свою жизнь они представляют с трудом. Соответственно учитель, несмотря на свой возраст и образование, должен не только понимать, о чем идет речь, но и владеть этим инвентарем не хуже учеников. МЭШ – очередное понятие, которое буквально недавно вошло в обиход, но уже прочно там закрепилось. В реальности же это проект, включающий в себя информационную систему электронного журнала и дневника, библиотеку, в которой собраны учебники, задачники и медиаресурсы, а также техническую инфраструктуру – интерактивные панели, точка доступа беспроводной сети, ноутбуки и планшеты. Оценить сложность этой системы можно, лишь постепенно, шаг за шагом осваивая и образовательную среду, и интерактивные панели, и параллельное создание сценариев уроков в данных ресурсах. В помощь учителю были созданы сайты обсуждения и технической поддержки mos.ru, mes.mos.ru, mes.mosmetod.ru.Существующий более полутора лет проект имеет как сторонников, так и противников. Однако это не мешает ему постоянно обновлять свое содержание и интерфейс, что все же вызывает определенные затруднения на первых порах. Сложности также возникают с прохождением модерации, но количество желающих выложить свой материал в МЭШ не уменьшается. Кроме того, постоянная работа с интернет-ресурсами стала неотъемлемой частью работы учителя.Наполненность контента Московской электронной школы – понятие весьма значимое. Главенствующая роль в этом вопросе на сегодняшний день принадлежит педагогам, которые вместе с учениками и являются основными пользователями. Темы уроков, тестов и интерактивных заданий, в свою очередь, напрямую связаны с содержанием изучаемых учебных предметов. Совместная деятельность в системе «учитель – ученик», осуществляемая в процессе обучения, может меняться или дополняться, уступая место схеме «ученик – учитель – ученики». Последняя сегодня более актуальна, к примеру, в работе над тестовыми заданиями, а также при создании видеоатомиков – ни для кого не секрет, что многие современные дети владеют компьютером существенно лучше своих учителей. Подбор тестовых материалов самими учащимися станет неплохим стимулом для его усвоения. В рамках проектной деятельности ученики также могли бы предлагать задания для наполнения контента, если бы у них был свой вход в систему. Подобный опыт позволит ученикам лучше разобраться в предметном материале и овладеть навыками работы в разных редакторах, освоить современные технологии. Так, например, столкнувшись с проблемами использования паронимов, моя ученица в рамках проектной деятельности составила специализированный словарь и упражнения на тренировку использования слов-паронимов, которые легли в основу тестового задания на платформе МЭШ. Спорным в данном случае является то, что работа публикуется под именем преподавателя, а возможности создания контента самим ребенком пока что не существует. Но, несмотря на это, работа в системе «ученик – учитель – ученики» взаимополезна. Уверена, что многие коллеги имеют аналогичный опыт работы и готовы им поделиться.Как и в случае с любым новшеством, освоение МЭШ, естественно, требует времени, которого всем нам очень не хватает. Но именно благодаря этому мы не стоим на месте. Кроме того, педагогу хотелось бы реже задавать себе вопрос, кто кого и чему учит, а вместо этого попытаться найти общий, необходимый для понимания язык. Что же такое современное образование? На мой взгляд, это совместное взаимодействие в системе «ученик – учитель – ученики», основанное на совместном переосмыслении материала с использованием IT-технологий, которые позволяют внедрять и перерабатывать личный опыт и опыт коллег, обновлять и расширять собственные профессиональные способности, а также делиться с молодыми специалистами своими наработками и подготовленными материалами. Анна БЕЛАШОВА,учитель английского языка школы №1269
Комментарии