search
main
0

Ученик или учащийся? Своим содержанием и формой организации обучение и воспитывает

Проблема соотношения обучения и воспитания сегодня так же важна, как и в свое время проблема соотношения обучения и развития. Реализация этой проблемы зависит прежде всего от выбора типа обучения. Сегодня это либо традиционное – с его неизбежной пока авторитарностью, либо развивающее, базирующееся на личностно-гуманной философии образования.
Системы Ш. Амонашвили, Л. Занкова, Д. Эльконина, В. Давыдова, В. Сухомлинского, без сомнения, принадлежат к гуманистическому педагогическому направлению, для которого идеал человека воплотился в образ свободной творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации в динамично меняющейся социокультурной среде. Самая главная черта педагогических течений гуманистического направления – воспитание в них понимается как центральная педагогическая категория и раскрывается через понятия деятельности и помощи.
Личность формируется в той мере, в какой проявляет активность. Именно участие ребенка в учебном процессе как активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от всех других его видов и форм. Превращение ученика в учащегося является основной целью развивающего обучения.
Способ развивающего обучения задает определенные нормы отношений между всеми участниками, определенный стиль делового сотрудничества. Во взаимном сотворчестве, обогащающем личность и учителя, и ученика, кроется секрет воспитывающего характера такого обучения.
Об этом же говорит и Ш. Амонашвили: “И только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя…”
Лариса ТЫСЬКО,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Марийского института образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте