Роль метода проектов в формировании навыков самообразования значительна, ведь учитель-наблюдатель, учитель-консультант (а именно это место отводится педагогу в рамках проекта) только направляет деятельность учащихся, оставляя за детьми право самостоятельного выбора траектории своей работы. И результаты такой работы могут получиться очень интересными как для самого исследователя, так и для его одноклассников. Третий год в нашей гимназии существует проект «Лингвистическая перемена: пять минут со словарем». Это рубрика школьного телевидения, в которой ребята ищут ответы на различные языковые вопросы, связанные с происхождением слова, установлением его родственных связей, сочетаемостью с другими лексическими единицами.
Ученики сами пишут сценарии и снимают учебные фильмы, а самое главное – выбор темы очередного видеоролика целиком зависит от детей. И этот подготовительный процесс и есть самое ценное в работе учащихся, ведь именно тогда дети получают новые знания, развивают свои исследовательские навыки, совершенствуют свою речь.Все наши работы имеют определенную структуру. Каждый фильм начинается с постановки проблемы, которая и будет решаться по ходу действия. Причем тематическая направленность может быть совершенно разная, самое главное условие – решение вопроса должно быть за пределами урока или школьной программы, но истоки свои оно должно брать все-таки в уроке.Следующий этап – поиск информации. В каждом выпуске мы стараемся включить в процесс и зрителя, даем время на размышления, не отвечаем на вопрос сразу.В фильме «Слова-родственники» ученики из разных классов участвовали в опросах на этапе съемок, а так как тайна родственных связей так и не была раскрыта во время бесед, то очередного выпуска рубрики «Лингвистическая перемена: пять минут со словарем» ждали все. Завершает каждый фильм – ответ на проблемный вопрос.А начиналось все с участия во Всероссийском конкурсе общешкольных словарных проектов «Со словарями по жизни», который прошел в Москве в декабре 2014 года. Поэтому главную задачу нашей работы мы видели прежде всего в том, чтобы развить у детей понимание того, что словарь – это не просто серьезный фолиант, живущий на книжной полке, это не электронный переводчик, когда нужно выполнить домашнее задание по иностранному языку, а тот дополнительный источник информации, к которому можно и нужно обращаться при необходимости. И конечно же, это возможность узнать историю языка, увидеть его богатство и красоту.За два года работы рубрики цели немного изменились: теперь своими фильмами хочется не только заинтересовать ребят работой со словарями, но и поддерживать у них интерес к русскому языку как к предмету и как к средству познания жизни.В декабре 2014 года мы стали призерами и получили приз детского жюри, а в апреле 2016-го мы уже вошли в число победителей московского тура общероссийского конкурса общешкольных словарных проектов «Словарная столица России»-2016, и нас пригласили выступить на площадке «Клуба ценителей русского языка» в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки и представить свой проект. Но самым ценным и запоминающимся стало для нас участие во II Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы. Ребята не только успешно выступили на Всероссийской конференции «Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей» (Н.В. Гоголь) и получили диплом 2-й степени, но и представили свой проект на площадке форума «Проектная деятельность в филологическом образовании: цели, формы реализации, результаты» в рамках Всероссийской методической школы для учителей-словесников. Наблюдая, как изменились дети – участники проекта, постоянная авторская группа «Лингвистической перемены» отмечает: если ребенку интересно то, чем он занимается, он будет делать это с удовольствием и будет стараться найти время, силы, желание. А вот заинтересовать ученика – это наша с вами задача, коллеги. Справимся?
Екатерина КОНЯШКИНА, учитель русского языка гимназии №1563
Комментарии