На заключительный этап в столицу Кубани приехали 19 команд, представлявшие педагогические клубы различных муниципалитетов и школьные учительские сообщества. Фестиваль под названием «Четверо смелых» вновь собрал мастеров и тех, кто идет к вершинам мастерства, чтобы еще раз подтвердить истину: профессия учителя дальнего действия – важная на Земле! Фестиваль – это серьезное профессиональное состязание, марафон педагогических идей и мыслей, прекрасная школа для воплощения самых интересных находок, соучастие и содружество, поиск и творчество.
С другой стороны, фестиваль – это праздник, который может быть только раз в жизни и играть важную роль в судьбе учителя долгие-долгие годы. Участники разрешали самые непредвиденные ситуации, отвечали на вызовы современного мира и доказали, что успех будет только там, где есть желание работать и достигать поставленных целей.
Два фестивальных дня подарили нам массу запоминающихся, ярких выступлений. Недаром педагоги-практики в один голос утверждали, что этот опыт нужно транслировать, он может стать хорошим инструментом в решении многих насущных вопросов образования и воспитания. Темы были интересными и многообещающими:
«С чего начинается Родина?»;
«Без труда нет добра»;
«Я, ты, он, она. Вместе – целая страна»;
«Герой нашего времени?!»;
«Жить надо с увлечением!»;
«Дай каждому дню шанс стать самым прекрасным в твоей жизни!»;
«В мире столько мест, в которых хочется побывать!».
Выступления команд были искрометными, проходили на одном дыхании, так что забывалось и про время, и про пространство, и про экспертизу.
Тон задала молодая задорная команда Клуба молодых педагогов города Краснодара. Разговор пошел о профессиях будущего. Роботы и искусственный интеллект, чат-боты и профессиональные квизы. Когда эмоции достигли апогея, каждый задумался о будущем и в виртуальном пространстве написал письмо себе…
О самом прекрасном дне в этой жизни рассказала команда из Новокубанского района. Что нам помогает жить, справляться со стрессами, делать жизнь интересной и неординарной? Ответы простые, но важные: любимая музыка, путешествия, общение, искусство, труд, увлечения, здоровый и спокойный сон. Как сложно, но так необходимо находить в ежедневной паутине рутинных забот время для себя, для друзей, для общения и получения позитивных эмоций!
Команда «Гелиос» из Северского района стала открытием фестиваля. Она энергично и беззаботно провела мастерскую по командообразованию. Это было сделано с такими азартом и увлеченностью, что хотелось аплодировать и просить, чтобы это действо не завершалось. Простые упражнения, но столь эффективные, действенные и верные, что не прошло и нескольких минут, как абсолютно незнакомые люди уже в едином порыве строили семейный дом, конструировали символ команды, проектировали и выполняли сложные задания. В завершение игры каждый смог рассказать о положительных качествах партнеров по совместной работе.
Кто они – герои нашего времени? На этот вопрос в ходе деловой беседы смогла ответить команда учителей из Динского района. Применяя модель Фрейера и проектируя совместное пространство «Гексагон добрых дел», участники в течение нескольких минут устроили благотворительную акцию «От сердца к сердцу».
В ходе коллективного разбора и рефлексии нам удалось вместе с командами-участницами определить основные векторы развития:
– важно находить золотую середину при использовании эффективных и эффектных приемов;
– следует уходить от шаблонов и клише, выходить за рамки обыденного, искать новое, но при этом использовать имеющийся положительный опыт;
– форма не должна побеждать содержание;
– фундаментальность должна превалировать.
Следующее испытание должно было показать не только сплоченность учительских коллективов, но и вовлеченность в развитие совместного образовательного пространства. В течение нескольких часов команды готовили мастер-классы. В результате жребия каждой досталось фундаментальное понятие. (Кстати, «Учительская газета» выпустила достаточно большую подборку лучших практик учителей, раскрывающих различные предметные взгляды и толкования фундаментальных понятий. Это кладезь для современного учителя!)
Команды показали разнообразные подходы к раскрытию понятий, выявили интересные формы и познавательное содержание. Каждый коллектив нашел чем удивить и поразить, а также показал свою метапредметную и межпредметную обученность.
Покорила команда «Лидер» из города Краснодара, которая в свойственной ей манере с большим количеством наглядности и театрализации раскрыла понятие «измерение». Мы решали кроссенсы, работали с формулой создания уроков Ломоносова, пытались измерить стихи и говорили о четвертом, пятом, шестом измерениях. «Что же делать с безмерностью в мире мер?» – задавала вопрос Марина Цветаева, а ей вторил великий Булат Окуджава: «Я измеряю жизнь количеством друзей, а расстояния – тревогами разлук, и, оставляя в моем сердце каждый звук, взлетают в небо птицы музыки моей».
Команда «Вселенная Х» из Динского района стержнем своего выступления выбрала символ Года технологии. Учителя физики, географии, робототехники и социологии смогли показать красоту своих предметов и поделиться методическими приемами, раскрыв понятие «символ».
Клуб учителей Тихорецкого района в формате игры продемонстрировал, как важно отличать истинные высказывания от ложных, как через действие, через взаимосвязь явлений в природе, через исторические параллели постигать научную картину мира. Наверняка в обыденной жизни сложно связать такие понятия, как «осмос», «треугольник Паскаля» и «организм», но в рамках мастер-класса филигранная работа учителей биологии, математики и физкультуры доказала, что все в нашей жизни взаимосвязано!
Понятие «пространство», с одной стороны, очень простое и понятное, с другой – малоизученное и таящее в себе много загадок и открытий. Оно досталось команде учителей из города-героя Новороссийска. Через тренинговые упражнения и интеграцию различных предметных областей пространства общения, научных открытий, исторических эпох были поданы, как красивый подарок, на блюдце с голубой каемочкой. Участники сделали важные открытия: в пространстве жизни нужно перестать мыслить по инерции, необходимо тренировать воображение, фантазировать, видеть удивительное в привычном, не бояться делать ошибки!
Итог большого творческого дня подвел лауреат конкурса «Учитель года Кубани», эксперт фестиваля и учитель физики Захар Ковалько: «Эти несколько дней мы работали по определенному алгоритму. И поймали общий ритм. Существует множество переменных, которые нас связывают. Итоговые таблицы не главное. Главное, что мы стали единым классом. Невозможно произвести деление на тех, кто учил, и тех, кто учился. Все вы приложили массу сил и времени, для того чтобы произошло это событие – рождение конкурса.
Кто может посчитать вероятность того, что больше 100 учителей смогут собраться вместе в конце 1‑й четверти? Времени нет! Так же как нет такого устройства, как вечный двигатель. Но вы доказываете обратное. Надеюсь наши встречи будут цикличны!»
Фестиваль закончился на торжественной ноте. Несколько дней, а сколько волнений и переживаний, бессонных ночей в поиске важного для себя открытия! Главное пожелание участникам, чтобы все положительное, что произошло на фестивале, обернулось пользой в школьных коллективах, стало отправной точкой для создания новых образовательных пространств. В течение нескольких дней команды оттачивали свое мастерство, делились открытиями и находками, общались и проектировали. Единогласным решением экспертов победителем фестиваля стала команда «Старт» гимназии №1 Динского района. Призерами фестиваля стали клуб «Созвездие» из Новокубанского района и молодая команда из Ленинградского района. Награду за творчество получила команда учителей гимназии №18 г. Краснодара, за креативность и мастерство – команда «Гелиос» из Северского района.
Андрей СЁМКЕ, тьютор Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия», фото автора
Комментарии