search
main
0

Учение с увлечением

Не все в новых федеральных стандартах вызывает у меня положительные эмоции, но то, чем мы с детьми занимались весь прошлый учебный год, приводит в восторг и меня, и детей, и родителей.

Сейчас в детской среде стала очень популярна телепередача на СТС «Галилео», в которой проводят различные эксперименты. Я думаю, что вполне могу стать ведущей этой программы, а ребята -моими ассистентами.

В рамках введения ФГОС НОО я веду предмет «Экология», где дети работают с предметно-специфическим лабораторным оборудованием. Что интереснее: смотреть по телевизору, как опыты проводит некто на экране, или проводить их самим? Спросите любого ребенка, и он не скажет -прокричит: «Я сам!».

«Красные чемоданы» и «Синие сундуки» – простор для жаждущей все потрогать и познать детской души.

За этот учебный год мы с ребятами изучили шесть тем:

«Наблюдение за погодой». Для работы используем лабораторное оборудование, максимально приближенное к профессиональному – метеорологическому, но адаптированное к младшему школьному возрасту.

«Плавание и погружение». В этой работе дети эмпирическим путем выясняли, какие предметы не тонут в воде и почему.

«Фильтрация воды». При проведении этой работы дети с удовольствием проводили исследования различных почв и грунтов.

«Равновесие и устойчивость». Эту тему для простоты восприятия дети назвали «мосты», так как в ходе выполнения этой работы им приходилось конструировать различные сооружения, чаще всего мосты, обладающие этими свойствами.

«Воздух и атмосферное давление». В этой работе дети ознакомились со свойствами холодного и горячего воздуха.

«Природа звука». Эта работа, года, вызвала у детей очень большой интерес, предмет исследования оказался для них необычным и увлекательным.

Образовательная деятельность организуется, как правило, поэтапно. Некоторые занятия были построены по принципу прохождения станций.

На первом этапе дети знакомились с темой урока, например «Ветер» или «Мосты». С помощью презентации или занимательного рассказа я создавала проблемную ситуацию, которую ребята должны преодолеть самостоятельно, проводя опыты с помощью оборудования из сундуков и чемоданов. Такой вид деятельности формирует у детей одну из ключевых компетентнос-тей, а именно компетентность решения задач.

Поскольку мы должны сформировать у учащихся научный подход к экспериментальной деятельности, на втором этапе выбираются метод и средства решения. Дети знакомятся с лабораторным оборудованием. Этот этап может быть организован разными способами. На одном уроке я показала детям короткий учебный фильм, который отсняла сама в домашних условиях при подготовке к занятию, на другом – с помощью компьютерной презентации или реальной демонстрации то, что нужно для проведения эксперимента и общего обсуждения.

На третьем этапе учащимся предстоит разбиться на экспериментальные группы. Деление на группы происходит на каждом уроке и зависит от возраста детей, поставленной цели и, конечно, количества комплектов лабораторного оборудования. В каждой группе выбирается координатор, который распределяет роли между всеми членами команды. Распределение ролей происходит по принципу «Каждый должен активно участвовать».

Четвертый этап – этап сборки прибора. Конечно, проведения этого этапа требуют не все работы, но, например, для урока «Скорость и направление ветра» он необходим. Дети могут наблюдать на экране компьютера пошаговую сборку прибора. Чтобы активизировать деятельность учащихся на этом этапе, я рекомендую использовать соревновательные приемы, например, при выполнении пошаговой сборки после каждого выполненного шага координатор поднимает красный флажок, сигнализируя, что команда задание выполнила. Вместо презентации, демонстрирующей пошаговую сборку прибора, можно использовать инструкции, которые входят в комплект оборудования. Они могут либо даваться в руки командам, либо висеть на стенах класса, показывая, где какая станция. Дети получают маршрутный лист и начинают движение.

Пятый этап – самый ответственный -проведение эксперимента. Здесь ребята проводят физические опыты и фиксируют результаты в маршрутном листе.

На шестом этапе подводятся итоги исследовательской деятельности и обобщаются результаты. Систематизация результатов проводится либо в соревновательной форме, когда дети из разных групп (команд) вместе представляют результат (например, при изучении темы «Наблюдение за погодой» с помощью условных обозначений на планшете собирают «Погоду на данный момент времени» и поочередно выступают, используя уже изученные метеорологические термины), либо в форме семинарского обмена результатами проведенных экспериментов, в результате которого делается вывод.

Казалось бы, урок окончен, но нет! Есть еще один этап работы, который условно называем «Взял – положи на место!». На этом этапе у детей формируется ответственность за вверенное им дорогостоящее оборудование, а также умение доводить начатые дела до конца. Ведь последнюю точку урока следует поставить, когда оборудование собрано и чемодан закрыт.

Мы исследовали много интересных явлений: строили мосты, собирали метеоприборы своими руками, измеряли скорость и направление ветра, топили разные предметы, выясняя, что плавает и почему, пытались увидеть воздух, и нам это удалось. Как радостно было видеть восторженные детские взгляды и слышать торжествующие возгласы: «Ура! У меня получилось!»

Если в вашей школе уже есть лабораторное оборудование и оно пылится на полках, скорее дайте его детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте