Что такое ученическое самоуправление и откуда оно появилось?Детские самоуправляемые коллективы как педагогический феномен существуют достаточно давно. Подобная практика описывалась в отечественной педагогике. Наработки таких педагогов, как А.С.Макаренко, Я.Корчак, легли в основу современного ученического самоуправления, принципиальные отличия которого заключаются в том, что оно реализуется только на базе образовательной организации и является не следствием решений педагога, а правом каждого ученика. Министерство образования и науки Российской Федерации в своем письме от 2 августа 2017 года №ТС-512/09 «О направлении методических рекомендаций по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления» определяет ученическое самоуправление как «форму реализации обучающимися права на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются».
Какой закон закрепляет за учениками это право?Данное право закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», в которой говорится о том, что «обучающимся предоставляются академические права на… 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом». О том, каким образом это может быть организовано, говорит ст. 24 «Управление образовательной организацией», в п. 6.1 которой говорится: «В целях учета мнения обучающихся… по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся… в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся…».Для чего это нужно ученику? Школе? Городу?В первую очередь участие в самоуправлении является для ученика платформой для развития. Обучающиеся в процессе реализации собственных инициатив получают большой опыт организаторской деятельности, развивают коммуникативные навыки, такие как умение вести переговоры, формулировать свои мысли и отстаивать свою позицию. У школьников, которые участвуют в работе совета, формируется гражданская позиция. Они на своем опыте убеждаются в важности проведения демократических выборов, когда участвуют в школьной избирательной кампании и организуют выборы в совет. В процессе деятельности совета формируется правовая культура обучающихся: работа в совете способствует компетентному использованию законодательных и других нормативных актов РФ для обеспечения защиты прав и законных интересов обучающихся. И самое главное – у учеников повышается удовлетворенность учебой, поскольку они начинают больше ценить свое пребывание в школе, ведь у них открывается возможность адаптировать школьное пространство под свои интересы. Ребята получают площадку, с помощью которой они могут быть услышаны взрослыми. Ученики видят, что их мнение и их дела важны, а следовательно, становятся более заинтересованными в развитии своей школы. А что же город? Для города важно, чтобы его жители имели высокий уровень правовой и гражданской культуры. В современных реалиях нам не всегда бывает достаточно только теоретических знаний о том, как работает государство. Советы обучающихся позволяют ученикам попробовать некоторые составляющие государственного управления на практике, ведь работа в совете во многом моделирует деятельность местного самоуправления. Осознание того, что твой голос учитывается, что ты можешь что-то поменять, крайне важно для современного гражданина. Бывает сложно перейти от совета «на бумаге» к реально действующему органу ученического самоуправления. Для решения этой и прочих связанных с организацией УС проблем на уровне города в Москве был создан Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений ГБПОУ «Воробьевы горы», который является оператором городского этапа всероссийской программы «Ученическое самоуправление». Для реализации этой программы в каждом межрайоне были организованы межрайонные координационные центры по развитию ученического самоуправления. Например, в МСД №1 (районы Арбат, Пресненский, Тверской, Хамовники) координационный центр №1 находится на базе школы №1239. Силами этого МКЦ совместно с администрацией школы на межрайонном уровне было реализовано несколько важных для развития УС проектов. Во-первых, на базе этой школы регулярно проводятся занятия проекта «Межрайонная школа ученического актива» – курсов для активистов из всех школ межрайона, где они могут получить все необходимые знания и навыки для работы в органах ученического самоуправления. Во-вторых, с целью «создания диалоговой площадки, трансляции, выявления и распространения передового опыта работы с активистами УС образовательных организаций» проводится межрайонный фестиваль команд ученического самоуправления «Горящий факел». В-третьих, при поддержке директоров, входящих в МСД №1, была проведена межрайонная конференция ученической общественности, участниками которых стали представители большинства советов обучающихся межрайона. И, в-четвертых, для обучающихся школ, входящих в МСД №1, проводятся конкурсы профессионального мастерства как для педагогов, занимающихся развитием УС в своих школах, так и для самих учеников – лидеров советов обучающихся.Таким образом, существование и развитие ученического самоуправления открывает множество возможностей для взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса как внутри школы, так и вне ее. Внутри школы – это постоянное взаимодействие между учениками и педагогами, учениками и администрацией. Вне школы – это большие возможности для взаимодействия между школами, обмена опытом работы в органах УС между обучающимися разных образовательных организаций, создания и реализации совместных проектов.Наиболее важными союзниками школ в этом выступят межрайонный совет директоров и межрайонный координационный центр по развитию УС, поскольку они помогут организовать трансляцию удачного опыта работы совета обучающихся среди учеников и обмен методическими наработками между работающими с советами педагогами.Матвей ЛОЗИНСКИЙ,педагог-организатор школы №1239, куратор межрайонного координационного центра по развитию ученического самоуправления №1
Комментарии