search
main
0

Ученье – свет, а проверяющих – тьма. Нам всем так не хватает консолидации

В Москве по инициативе городского совета родительской общественности создана Общественная палата по образованию, в которую вошли представители практически всех общественных организаций города, отстаивающие интересы детей, родителей, семей, педагогов и других членов гражданского общества, в той или иной мере занимающихся проблемами образования или имеющих отношение к нему.

Не секрет, что все хотят заниматься образованием. Но не помогать ему, это происходит редко и совсем не так масштабно, как того хотелось бы, а в основном проверять, контролировать, призывать к ответу. Проверять – не работать, поэтому проверяющих нынче тьма. Ярким примером тому служит ситуация, которая сложилась при реализации нацпроекта «Образование». Вот тут уж проверяющие органы – по полсотни на каждую региональную систему образования – отвели душу по полной программе.

Лавры контролеров образования до сих пор не дают покоя многим. Вот и депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович пошел на прием к мэру Москвы Юрию Лужкову и предложил создать нечто вроде контрольной палаты, не зависимой от городской системы образования. Дескать, только так общественность должна и может установить: качественное ли в столице образование или все-таки имеет существенные недостатки. Предложение, на мой взгляд, в том виде, в каком депутат преподнес его главе города, довольно странное, если учесть, что, будучи избранным и руководя комиссией по науке и образованию, Евгений Абрамович продолжает трудиться учителем математики в одной из московских школ. А каждый учитель очень хорошо знает, как работают различные проверяющие, подчас совсем не сведущие в специфике педагогического труда.

Тем не менее мэр Лужков принял предложение депутата Бунимовича за основу и сказал – такому органу в Москве быть. Информация о том распространилась быстро, и вполне вероятно, что и был бы создан исключительно контролирующий орган, но тут в дело вступил городской совет родительской общественности. Создан он давно, и входят в него председатели родительских советов всех десяти административных округов города. Причем занимается совет не только проблемами питания, здоровья, досуга школьников, но и куда более серьезными вещами. Например, содержанием образования и организацией проектной деятельности родителей и учеников. На стадии реализации первого этапа национального проекта «Образование» именно городской родительский совет стал серьезным экспертом, который вместе с представителями еще 13 общественных организаций давал оценку работам конкурсантов – учителей и школ, реализующих инновационные программы. Члены совета так серьезно подошли к этой работе, что попросили провести для них специальные занятия. Московский Департамент образования пошел им навстречу, и в городском Центре качества образования были организованы специальные курсы, после окончания которых родители-учащиеся получили соответствующие удостоверения. Люди понимали, что участие в нацпроекте для педагогов и школ – очень серьезное дело и относиться к их работе, их заявкам нужно бережно, со знанием дела.

У родителей, которые не жалеют времени на совместную деятельность со школой, окружными управлениями образования, Департаментом образования уже наработан большой опыт работы. Не случайно самые сложные проблемы в образовании педагоги постоянно обсуждают с родителями, родительский совет охотно включается в рассмотрение различных конфликтов между родителями и педагогами, родителями и управленцами и, будучи чем-то вроде мирового судьи, разводит конфликтующие стороны удачнее, чем подчас это делает администрация школ. Председатель городского совета родителей Ирина Ярчак входит в состав коллегии московского Департамента образования, она всегда в курсе всех его дел, а потому дает полную и точную информацию членам окружных родительских советов.

На городских родительских собраниях, которые регулярно проводят департамент и городской совет, обсуждают важные вопросы. Например, на последнем, январском, педагоги советовались с родителями по поводу проекта «Школа будущего», рассказывали о том, какие модели были предложены 15 школами – победителями городского конкурса, а родители высказывали свое видение такой школы.

Отсюда уже становится понятно, что родители никак не хотели видеть себя исключительно контролерами и проверяющими, а потому предложили создать московскую Общественную палату по образованию. Их предложение было поддержано городской властью, и родители приступили к работе, не перепоручая ее никому. Для начала городской родительский совет предложил всем общественным организациям делегировать в палату своих представителей. Организации должны были представить решения о делегировании, в которых разъяснялось, почему именно этот человек может представлять интересы общества в новой общественной палате. К решению обязательно прикладывалась характеристика, чтобы все могли убедиться в том, что будущий член палаты действительно достойный человек, искренне радеющий за интересы образования и внесший свой вклад в работу на его благо. По Положению об Общественной палате было предусмотрено выдвижение 35 кандидатов, но набралось 38, и никого нельзя было отсеять, настолько достойными людьми были эти кандидаты. Так 38 человек и остались в списке, который утвердило городское родительское собрание. Теперь городской власти предложено включить в состав Общественной палаты 12 достойных, по ее мнению, выдающихся общественных деятелей, которые внесли значительный вклад в образование и защиту прав детей на образование.

Принципиальной записью в Положение об Общественной палате для родителей стало то, что ее членами не могут быть политики, депутаты, чиновники. По мнению родителей, палата должна быть по-настоящему общественной, не лоббирующей ничьи ведомственные или политические интересы.

Парадоксально, но на общегородском родительском собрании депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, приветствуя новый общественный орган, вдруг заявил, что не очень верит в силу палаты, в то, что она многого может добиться, разве что консолидации сил в поддержку образования. На самом деле консолидация, может быть, то самое, чего нам так не хватает, когда власть принимает те или иные решения, проводит в жизнь те или иные реформы, которые не устраивают общество, а многочисленные критики и оппозиционеры не могут высказать консолидированное, а потому весомое мнение, не соглашаясь с предлагаемым, и добиваться внесения коррективов. Почему-то считается, что быть в оппозиции или высказывать критические замечания могут только политики, а на самом деле это задача всего общества в целом.

По положению члены Общественной палаты смогут присутствовать на всех заседаниях правительства Москвы и Мосгордумы, рассматривающих вопросы, связанные с образованием, коллегиях Департамента образования, заседаниях других властных органов. Но самое главное – члены палаты будут экспертировать все законопроекты и решения власти, которые касаются образования и интересов детей. Вот это, пожалуй, то, что нужно сегодня нам всем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте